Главными препятствиями на пути к созданию единой унифицированной организации, объединяющей ведущие армянские диаспоры всего мира – являются институциональный дисбаланс и локализация. Не секрет, что уровень организации армянских общин по всему миру разный, в одних странах, таких как Соединенные Штаты Америки или Франция – на высоком уровне организована деятельность лоббистских организаций, однако уровень развития общественно-национальных институтов достаточно слабый. В других странах, таких как Румыния или Болгария ситуация противоположенная, уровень влияния на политический истеблишмент страны слабый или средний, однако высокий уровень организации национально-культурных институтов. И наконец, третий тип стран, где на слабом уровне развиты все составляющие компоненты диаспоры, ярким примером институционального дефектуса служат армянские общины на постсоветском пространстве, прежде всего в России.
Из первой проблемы автоматически вытекает следующая – локализация. Дисбаланс в развитии общественно-политических и национально-культурных институтов приводит к полной локализации диаспоры. В данном контексте на первый план выходят проблемы «местного» значения и организации локальных институтов, решающих узкий круг проблем. Локализация также продиктована партийным разделением общины. Здесь стоит подчеркнуть тот факт, что армяне - единственная в мире этническая группа, имеющая сформированные партии в "диаспоре". Данный факт приводит к развитию доктринальной системы ценностей, что уже значительно осложняет формирование общенациональной идеологии и как следствие реорганизацию мирового армянства.
Многие ошибочно полагают, что главной целью сегодня является единство. Однако, термин единство в классическом смысле является утопическим, ибо единство – это не практическое объединение, а всего лишь философская концепция. Каждая этническая группа, живущая в другом обществе, рано или поздно срастается с ним, так как смена поколений ведет к социокультурной интеграции. Вследствие этого, лишь от уровня развития собственных национальных институтов будет зависеть степень интеграции. Рассмотрим
два типа развития интеграции. Первый тип – глубокая интеграция, данный тип обусловлен полным «стиранием» этнокультурного кода. Чаще всего подобный тип развит в странах, где государство берет под свой контроль все институты национальных меньшинств, лидеры которых ведут непродуманную интеграционную политику, которая приводит к частичной либо полной ассимиляции.
Второй тип – поверхностная интеграция, которая позволяет реализовать личный человеческий потенциал, как в интересах государства, так и в интересах собственной диаспоры и его укрепления. Данный тип в большей степени развит в «западных» странах, где национальные институты могут формировать крупные политические группы, для защиты собственных интересов. Между двумя типами есть общий элемент – "уровень институционального развития", именно он позволяет определять статус и идеологию той или иной этнической группы, вне зависимости от страны пребывания. Сегодня идеология глобализации как ураган мчится по всему миру, сметя все слабо организованные национальные идеологии. Для укрепления собственных позиций ведущие диаспоры мира объединяются в одну единую унифицированную организацию. И сегодня – это единственный способ «пережить» ураган глобализации с минимальными потерями.
Наличие независимого государства намного упрощает задачу, однако, в нашем случае между государством и диаспорой сложились не самые простые отношения. Государство по большей части воспринимает диаспору как финансовый институт, в том время как лидеры ведущих армянских организаций имеют свое видение на развитие страны. Мнений по поводу данной проблемы столько же, сколько в мире армян. Однако есть примеры, которые наглядно демонстрируют, что даже при отсутствии государства есть все возможности создания собственной глобальной сети. Ярким примером подобной организации служит Всемирный Еврейский Конгресс (World Jewish Congress), созданный за десять лет (1936 год) до появления государства Израиль. Необходимо подчеркнуть, что именно высокий уровень институционального развития организации вкупе со вторым типом интеграционного развития еврейского народа привели к созданию подобной организации, лидеры которой, впоследствии стали отцами – основателями нового еврейского государства.
Ниже приведена карта, на которой синим цветом обозначены страны, где еврейские общины играют одну из ключевых ролей, являясь неотъемлемой часть Всемирного Еврейского Конгресса.
Как говорится, комментарии излишни. Интересен другой вопрос, неужели лидеры ведущих армянских организаций серьезно считают, что можно на локальном уровне решать задачи высокого уровня. Давайте на секунду отойдем от темы диаспоры и рассмотрим более глобальные вызовы, и как они решаются. Современные мировые тенденции давно показали, что ни один вопрос высокого уровня не решается на локальном уровне, нельзя себе представить, чтобы борьбу с терроризмом вело лишь одного государство, еще более трудно представить себе как одна страна сможет решить проблемы наркотрафика и т.д. Конечно, здесь стоят вопросы более глобальные, однако на уровне диаспоры, развития страны мы также сталкиваемся со своими «глобальными» проблемами. Сегодня в мире насчитывается не более десяти миллионов армян и в связи с этим возникают вопросы. Сохранение культурно-национального кода не «глобальная» для нас задача? Международное признание Республики Арцах не «глобальная» для нас задача? Возвращение исторических святынь, сохранение и приумножение нашего культурного наследия – не «глобальные» для нас задачи? Развитие и процветание нашей исторической родины, работа на благо будущих поколение не «глобальные» для нас задачи?
Пусть каждый сам ответит на эти вопросы, являются ли они таковыми или нет. Однако бесспорным является тот факт, что без существования мощной, унифицированной армянской организации, прочно связанной с Республикой Армения – ни один из вышеперечисленных вопросов мы решить не сможем. При нынешнем раскладе сил у нас есть один выход – избирательность, т.е. решать одни вопросы, полностью пренебрегая другие. Именно поэтому мы наблюдаем институциональный дисбаланс и высокий уровень локализации, что без сомнений способствует развитию первого типа интеграции армян в различные общества.
Ниже рассмотрим карту расселения армян по всему миру, который позволит нам оценить собственный потенциал.
Сегодня, в ведущих государствах мира, определяющих конъектуру мировой политики ( США – мировой гегемон, Франция- главная политическая сила Западной Европы, Россия- ведущая сила Евразийского пространства) проживает более четырех миллионов армян. По мнению большинства экспертов, в том числе таких «гигантов» аналитики и мировой политики, как Збигнев Бзежинский и Фарид Закария – армянское лобби, наряду с израильским является одним из самых эффективных в США. Наличие таких мощных организаций, как Армянский Национальный Комитет Америки и Армянская Ассамблея Америки – тому подтверждение. Во Франции армянское лобби также имеет сильное влияние, в особенности это касается деятельности Координационного Совета Армянских Организаций Франции. К сожалению, в России пока нет организации подобного уровня, однако это не является препятствием к формированию общенациональной организации. Основным преимуществом является уже сформированные организации локального уровня, которые должны стать локомотивом будущего проекта. Создание внутренних институтов поспособствует развитию многостороннего диалога, посредством которого будет сформировано общее видение развития армянства и укрепление связей с исторической родиной.
В данном контексте, именно Армения должна сыграть роль той самой «площадки» для диалога и формирования многофункциональной и стандартизированной армянской организации. Без сомнений можно констатировать тот факт, что потенциал мирового армянства – огромный, соединив его можно решать самые сложные вопросы любого уровня, а дальнейшее игнорирование – является преступлением по отношению к собственному народу.
Галстян Арег, «time to analyze» - politics, society, and ideas