Мощная волна Карабахского движения не могла обойти стороной Гадрутский район, где сторонниками идеи воссоединения гораздо раньше была разработана и в дальнейшем воплощена в жизнь идея возвращения матери-родине насильственно отторгнутого от нее армянского Арцаха.
В районе действовала группа активистов, которая повела за собой простой народ, руководя и координируя его борьбу. Район вышел на февральские митинги подготовленным, с целостной системой национальных идей и ценностей, способной объединить тысячи людей.
Своими воспоминаниями и оценками тех дней с «Азат Арцах» делится активист освободительного движения в Гадруте, депутат Национального Собрания НКР третьего созыва, член Центрального комитета АРФД Арцаха Левон АЙРИЯН.
«Роль народа в истории действительно велика. Огромна также роль личностей, ведущих за собой народ, поэтому, говоря о Карабахском движении, не следует забывать, прежде всего, об идеологах, чьи деяния должны оставаться в памяти людской и получить достойную оценку. Сегодня, когда мы говорим о Карабахском движении, не следует забывать, что Движение спланировал и воплотил в жизнь Игорь Мурадян. Достаточно процитировать Артура Мкртчяна: «Игорь Мурадян - наш сегодняшний Арам Манукян». С такого предисловия начал беседу Л. Айриян.
Игорь Мурадян, Артур Мкртчян, Манвел Саркисян, Эмиль Абрамян, Виген Григорян, Эрик Абрамян, Гриша Айрапетян - именно они являлись в районе ведущей и организационной силой национально-освободительной борьбы.
В те годы Левон преподавал физику в селе Эдиллу Гадрутского района. В один из летних дней 1986 года Артур Мкртчян вызвал его и сообщил, что они едут в Кюратаг. Из Еревана приехал Манвел Саркисян: он был архитектором, занимался обмером церквей. С ними был и Эмиль Абрамян. В Кюратаге беседа пошла о национальных и духовных ценностях. В итоге они пришли к выводу, что для сохранения этих ценностей необходимо воссоединиться с матерью-Арменией, что в свою очередь предполагает общенародное движение. В ходе обмена мнениями Л. Айриян высказал мысль, что он не видит предпосылок для общенационального пробуждения и считает, что должно прийти определенное время, т.е. в национальных учебных заведениях должно сформироваться поколение патриотов, которое и возьмет на себя миссию подготовки и ведения национально-освободительной борьбы. «Позже, - сказал он, - я убедился, что они были правы. Еще до этих бесед и обсуждения Игорю Мурадяну удалось убедить товарищей, что настал подходящий момент, чтобы поднять народ на борьбу. Сегодня, спустя 25 лет, хочу сказать, что горжусь тем, что в нашей освободительной борьбе я служил с ними в одном «взводе».
По словам Левона, тем летом И. Мурадян (он работал тогда экономистом в Министерстве экономики Арм.ССР) приезжал с Вазгеном Манукяном в Карабах, беседовал с людьми. С 1986 г. началось объединение людей вокруг идеи воссоединения, оставалось только уточнить время начала Движения. Через десять лет И. Мурадян напишет, что в Армении и Карабахе ему удалось найти ту сотню приверженцев, чьими усилиями национально-освободительная борьба стала возможной.
Затем последовал этап обращения к народу с призывами-заявлениями. Распространялись карты исторической Армении, среди населения велась разъяснительная работа, объяснялись причины и последствия того, что случилось с Арцахом и Нахиджеваном.
Л. Айриян особо отметил письмо девяти, направленное гадрутцами в январе 1987 г. Генеральному секретарю ЦК КПСС Михаилу Горбачеву. Это Артур Мкртчян, Манвел Саркисян, Эмиль Абрамян, Гриша Айрапетян, Гагик Садыхян, Армен Нерсисян, Анюта Нерсисян, Эльза Абрамян, Нелли Каспарова. Затем в Гадруте начался сбор подписей, выявивший политическую волю населения района. Недаром говорили, что именно сбор подписей следует считать первым карабахским митингом.
И действительно, просто так не могло произойти, чтобы в февральский день весь народ, как один, вышел с плакатами и лозунгами на улицу. Для того чтобы начать общенародную борьбу, надо было проделать огромную, титаническую работу. В селах проводились собрания, которые завершались принятием декларации о воссоединении области с матерью-Арменией.
Игорь Мурадян написал Гейдару Алиеву пространное письмо, где обвинил его в сложившейся в Карабахе ситуации. В конце письма он написал: «Я одержу над тобой победу».
«У нас началом Движения очень часто считают февральские волнения, - продолжил наш собеседник, - но, по-моему, это не так. Февральскими митингами 1988 года Движение не началось, а победоносно завершился его первый этап».
После сбора подписей последовал этап телеграмм. Из Гадрута были отправлены тысячи телеграмм М. Горбачеву. Люди спрашивали друг у друга: «А ты отправил телеграмму? Если нет, поторопись». Сегодня все это кажется наивным, но в то время происходящее говорило о воодушевлении народа.
По мнению Левона Айрияна, роли Артура Мкртчяна по сей день не дана достойная оценка. Не оценена также деятельность и роль АРФД на этапе Карабахского движения. Кстати, 75 из 100 приверженцев Движения стали дашнаками. Люди вступали в ряды партии, видя в ней национальную идеологию. Помимо этого, оказанная арцахцам материально-финансовая поддержка также неоценима. По словам Л. Айрияна, в связи с 25-летием Карабахского движения по-новому должна быть оценена роль АРФД. Необходимо подчеркнуть, что Движение-88 стало новым явлением в истории освободительной мысли, придавшим огромный импульс борьбе АРФД за общенациональные идеи.
Все решения принимались на коллегиальной основе. Было осуществлено четкое разделение труда: идеологическими вопросами занимались Артур Мкртчян и Манвел Саркисян, организационными - Гриша Айрапетян. Идеологи переняли из учения Махатмы Ганди идею гражданского неповиновения, в частности, полученные из Азербайджана продукты и товары отправлялись обратно. Велико было и личное влияние Артура Мкртчяна на людей: ему удавалось убеждать их, доносить до них идеи Движения.
После провозглашения НКР и первых парламентских выборов Артур Мкртчян продолжил свою деятельность в Степанакерте. О первом руководителе Республики Арцах Л. Айриян рассказывает с почтением, отмечая, что безупречный образ патриота Артура Мкртчяна по сей день в памяти нашего народа. Затем он привел слова Георгия Петросяна: «Артур Мкртчян привнес в политику нравственность».
В конце беседы Л. Айриян коснулся нынешних политических реалий, отметив, что во время навязанной нам войны мы освободили часть исторической родины, что закреплено Основным законом нашей страны. Апофеозом всех наших достижений явилось создание второго армянского государства, открывшее новую страницу в истории армянского народа. Что касается признания Азербайджаном Республики Арцах, то Л. Айриян сказал следующее: «Лично я не признаю республику восточнее Арцаха, так как вижу там наполовину армянские и наполовину персидские земли. Давайте сегодня больше думать об укреплении нашей страны».
Рузан ИШХАНЯН
http://artsakhtert.com