Своими последними действиями, а именно – отклонением предложения встретиться с президентом Армении Сержем Саргсяном и объявлением голодовки, лидер партии «Наследие» Раффи Ованнисян оставил в еще большей неопределенности своих сторонников. Об этом в комментарии для Panorama.am заявил эксперт Мовсес Демирчян.
Согласно мнению специалиста, после решения Конституционного суда РА у Раффи Ованнисяна остается два варианта. Первый – принять данное решение как правовой ответ на поднятые им и его сторонниками вопросы, ответ, который не подлежит обжалованию, и посчитать данное решение логичным завершением борьбы. Фактически это будет самым разумным шагом, поскольку второй вариант – противопоставить содержанию решения Конституционного суда какое-либо действие – может быть рассмотрен вплоть как попытка государственного переворота, что приведет к нарушению многократно подчеркнутого Раффи Ованнисяном принципа «только в рамках закона».
По словам эксперта, ожидать иного конституционного решения не стоило с учетом скудости представленных доказательств, слабой обоснованности обвинений и, самое главное, риторики, к которой прибегли представители Раффи Ованнисяна на суде.
«В их речах нашли место употребляемые на митингах Раффи Ованнисяном формулировки, которые, кроме отсутствия правовой категории (вернуть право народу, покаяться, победа народа), в содержательном плане нуждаются в прояснении, для того чтобы быть понятными. Некоторые из этих выражений, фактически самые употребляемые, достойны особого внимания, поскольку в случае непрояснения они могут стать источником массового заблуждения.
Одно из самых распространенных выражений – это “право народа”. Во-первых, право принадлежит не народу, а гражданину. Для того, чтобы иметь право, нужно быть гражданином. Речь, разумеется, не идет о праве национального самоопределения, и президентские выборы, по сути, связаны не с реализацией данного права. Речь попросту идет об избирательном праве, которое устанавливает право избирать и быть избранным гражданином данной страны, а не армянином, лицом армянской национальности. Так, армянин по национальности, но гражданин другой страны, который не является гражданином РА, разумеется, не имеет права избирать и быть избранным, и неправильно в поствыборный период использовать выражение “право народа”. Это право не народа (всего армянского народа), а гражданина РА. И большой вопрос – правильно ли, чтобы судьбы живущих в Армении людей решали проживающие на постоянных основах в других странах наши братья и сестры. Так что выражения “право народа” и “борьба народа” на митингах используют в искаженном смысле.
Очень много говорят также о “власти народа” или “возвращении власти народу”. Между тем, власть всегда принадлежит народу (гражданину), если есть правовые механизмы отставки должностного лица. А в законодательстве Армении данное положение зафиксировано. Насколько люди пользуются данным механизмом – это уже другой вопрос, и уровень демократичности и недемократичности страны измеряется не тем, насколько граждане пользуются своими правами, а тем, установлены ли законом механизмы реализации и восстановления попранных прав, обеспечивает ли политическая власть данной страны беспристрастное правосудие.
И наконец, выражение “победа народа”, которое из перечисленных выражений является самым спорным и при неправильном использовании – самым опасным. О победе народа принято говорить, к примеру, во время войны, где есть враг (другой народ или объединенная армия, во всяком случае, группа людей), над которым одерживается победа. Кроме того, президентские выборы – это борьба, а не война, и в этой борьбе есть победитель и проигравший. Проигрывает и побеждает не народ или некая его часть, а конкретные люди – кандидаты. Кто-то из них выигрывает, кто-то проигрывает, и приписывать победу или поражение народу – некорректно. Тем более надо быть осторожным в употреблении понятия “народ” в контексте выборов, потому что на президентских выборах избирается не предводитель армянского народа, а только президент РА.
Употребление подобных понятий политическими деятелями в искаженном смысле является следствием либо неправильного восприятия понятия демократия, либо является результатом преднамеренного искажения. Будет здорово, если выяснится, что мы имеем дело с первым вариантом. Любое общественное действие предполагает ответственность, если не правовую, то, как минимум, моральную», – подчеркивает М. Демирчян.
Напомним, на состоявшихся 18 февраля выборах президента РА, по официальным данным ЦИК, был переизбран председатель Республиканской партии Армении Серж Саргсян, который заручился поддержкой 58,64% избирателей. Лидер партии «Наследие» Раффи Ованнисян занял второе место с 36,74% голосов. Однако он не признал поражения и проводит митинги в областях республики и в Ереване, инициировав поствыборное движение, которое получило название «Hello Revolution» (игра слов с армянским приветствием «здравствуй» – «барев» – БаРеволюция). Более того, 4 марта вместе с еще одним участником выборов – Андриасом Гукасяном (набравшим 0,57%) – он подал иск в Конституционный суд РА, которым обжаловались итоги голосования и который был отклонен 14 марта. А с 10 марта Р. Ованнисян проводит голодовку на ереванской Площади Свободы.
Panorama.am