Не успела утихнуть кампания, связанная с концом света, как тут же, якобы со ссылками на ученых, СМИ стали подбрасывать обществу новые "оптимистические" прогнозы по поводу появления ранее неизвестных вирусов, способных уничтожить все человечество. Внедрение апокалиптических настроений продолжается. Где-то уже откопали нового предсказателя, который перенес конец света на 2014 год... Активная работа по обрабатыванию общества идет и по другим направлениям.
Что происходит? Какие цели преследует эта деятельность? Как противостоять разрушительным воздействиям? - Эти вопросы обсудили участники круглого стола "ГА".
Арутюн МЕСРОБЯН, эксперт по управлению:
- Давайте посмотрим на проблему с точки зрения теории управления. Целевое управление предполагает, что те, кем управляют, должны быть управляемыми. Мало быть хорошим управляющим, надо создать атмосферу управляемости, чтобы любые директивы исполнялись эффективно. Наполеон говорил, что самый лучший способ управления – это управлять, учитывая человеческие пороки. Что же происходит, когда общество выбивается из естественной мировоззренческой среды и системы традиционных ценностей? Общество начинает атомизироваться. Тогда вступает в силу формула Юлия Цезаря: разделяй, чтобы властвовать. Это принцип управляемости. Общество разбивается на клубы по интересам. И под понятиями "свобода совести", "свобода слова" и т.д. начинается атомизация общества. Но как сделать, чтобы общество проглотило эту "конфетку"? Надо сделать красивую обертку.
Кто поспорит с тем, что свобода слова нужна? Но никто не задумывается над тем, что свобода слова не предполагает свободу глупости. Смысл свободы заключается в том, что свобода любого человека заканчивается там, где начинается свобода другого. Эта формула была найдена еще во времена демократии Древней Греции. Когда начинают впрыскиваться различные феминистические идеи, идеи эмансипации, свободы совести и т.д., достигаются сразу две цели: во-первых, атомизация, когда каждый, утверждая, что он свободен, создает нечто подобное секте или действительно секту, которая находит своих приверженцев. А рядом появляется другая секта, и все они внешне свободны. В такой ситуации в зависимости от того, какие задачи начинает решать управляющий, он опирается на те или иные секты. И все происходит под эгидой свободы.
Основная цель – обеспечение управляемости. Но для чего надо обеспечивать управляемость? Есть только две цели – деньги и власть. А кроме того, чтобы добиться атомизации, надо снизить интеллектуальный и нравственный уровень общества. Этот процесс начинается со снижения уровня образования и вычленения оттуда мыследеятельности человека. Это делается очень просто - например, с помощью тестов. Второе направление разрушительной деятельности - снижение ценностной планки общества. Тестовая система – очень хитрая по своей сути. Что делает нормальный человек, попадая в ту или иную ситуацию? Он сначала оценивает ее, генерирует энное количество решений, потом выбирает, на его взгляд, самое лучшее. А как работает тест? Когда человеку предлагается тест, анализ ситуации уже заключается в самом вопросе теста. А потом в самом тесте находятся и ответы. Человек сам уже ничего не генерирует. И третий этап – выбор человека. Тест вычленяет вторую составляющую, и рушится вся система мыследеятельности. А когда это происходит, идет разрушение ценностной системы, и человек уже готов к управляемости.
Потом, когда на этом фоне начинают внедряться разные теории и определенные подходы к событиям, человек легко глотает наживку, потому что два фильтра у него не работают - уровень сознательности и здоровая система ценностей. Обратите внимание, как во многих СМИ мира тиражируются различные шоу-программы, где задается вопрос и даются ответы. Это тоже тестовая система, только в этом случае человека ждет хорошее вознаграждение. Человеку платят за разрушение собственного сознания. И что самое интересное - тестовый подход работает сегодня везде: в вузах при сдаче экзаменов, при приеме на работу, продвижении по службе, получении лицензии на ту или иную деятельность и т.д.
Что касается специфики армянского общества, то скажу, что у нас шел процесс поляризации. Есть так называемая продвинутая часть общества, которая уже готова к атомизации, восприняв всякого рода красивые лозунги, и есть очень консервативная часть общества, консерватизм которой зачастую базируется на очень нездоровых представлениях – отрицании всего и стагнации. И у нас есть вакуум между оголтелым консерватизмом и оголтелой продвинутостью, поэтому наш социум неустойчивый. Чтобы любая система была более или менее устойчивой, надо заполнять срединную зону, которая, с одной стороны, вбирает в себя лучшее прогрессивное, и с другой - оставляет лучшее традиционное. Это двойной фильтр. А мы имеем одну консервативную составляющую, которая вбирает худшее традиционное и так называемую прогрессивную составляющую, которая вбирает в себя худшее современное. При этом нет слоя, который работает с двойным позитивным фильтром.
Тер Шмавон ГЕВОНДЯН, иерей церкви Сурб Ованес:
- Стоило бы задуматься о том, какие цели преследовала ситуация с объявлением конца света. Страх перед концом чего бы то ни было - это плеть, с помощью которой легче управлять людьми. Когда человек боится, если он загнан в угол, им легче управлять. И в этом направлении ведется работа в масштабах всего мира. В результате мы имеем общество, которое боится всего - конца света, следующей волны кризиса, прекращения подачи газа, старости и т.д. Дело в том, что многие люди просто не умеют мыслить самостоятельно и потому постоянно становятся жертвами тех или иных опасных влияний, а их очень много. Но при всех своих различиях и несхожести эти воздействия преследуют одну и ту же цель. Причем прилагаются большие усилия к тому, чтобы человек и общество в целом поскорее утратили способность мыслить самостоятельно и легко "проглатывали" те или иные идеи, подходы, оценки. Сегодня решения подаются на блюдечке и обязательно в привлекательной форме, думать уже не надо…
Поэтому мы имеем общество, которое много кричит и всем недовольно, но как только появляется некто, кто императивно подает свое мнение, всем кажется, что это правильно. Нам последовательно и профессионально, с использованием определенных технологий навязывают отход от традиционных ценностей, в частности христианских. Меняется даже образ жизни семьи. Вроде бы все как прежде - муж, жена, дети… Весь день они проводят порознь, а вечером каждый прилипает к своему ноутбуку. Крайне негативную роль играет и телевидение. Какие ценности пропагандируются? Супружеская измена преподносится не просто как нечто обыденное и естественное, но и окрашенное неким романтическим флером и даже получающее нравственное обоснование. Аморальное преподносится как высоконравственное… Используется очень простая, но предельно доходчивая аргументация: что более нравственно - жить с нелюбимым человеком или изменять нелюбимому с любимым?
Чтобы понять, что такое истинная свобода, давайте вспомним слова апостола Павла: все мне можно, но не все мне полезно. Свобода проявляется не в том, чтобы делать то, чего не делают другие, а в том, чтобы не делать того, что тебе неполезно. Все остальное - псевдодевизы.
Генрих ГРИГОРЯН, профессор философии:
- На самом деле идея конца света глубоко укоренена в человеческую историю, потому что только человек обладает чувством трансцендентного. И только человек понимает, что есть сверхсила, которая организует этот мир. Идея конца света существовала еще в древнем Вавилоне, Ассирии, страх перед концом света существовал и у первобытных племен. Существует даже учение о конце света, именуемое эсхатологией. Это система идей, которая присуща человеку как существу, верящему в трансцендентное. Конец света описан и в откровении Иоанна. Это глубоко укоренившаяся в человеческие представления традиция. С гносеологической точки зрения это естественное любопытство, которое всегда сопровождало человека на всех уровнях его существования. Другое дело, когда эта идея уже начинает определять мировоззрение и поведение какой-то группы лиц, что присуще некоторым сектам. Мы знаем гипертрофированные, античеловеческие, антигуманные формы поведения, связанные с идеей конца света, вплоть до массовых самоубийств.
Тер Шмавон:
- Важнейший вопрос - как противостоять негативным влияниям? И уже не важно, какие они конкретно - попытки внушить страх перед приближающимся концом света, идеи однополой любви и браков, сектантство и т.д. Во всех случаях за этим скрывается одна цель -добиться максимальной управляемости общества. Но какова истина, от которой человек ни при каких обстоятельствах не должен отходить? А истина одна – это Бог. Я говорю это не как священнослужитель, а просто как человек. Если ты отошел от Бога, от истины, от света, добра, ты попадаешь под влияние злых сил, становишься жертвой соблазнов, и это течение несет человека к гибели. Отходя от Господа и данного Им, мы теряем самое главное, потому что в каждом человеке есть облик Господа. Если ты отдаляешься от этого облика, от истины, ты теряешь Господа в самом себе.
Мы являемся носителями Божественного, и человек должен понимать, что, воспринимая негативные влияния, делая их частью своего мировоззрения, он обрекает себя на самую незавидную участь. Нужно хранить в себе лучшее, что дано Богом, и оберегать свою душу от опасных влияний. Это борьба, в которой у нас два очень сильных помощника - вера и разум, которые никак нельзя подменять преподносимыми нам подходами, которые за нас придумал кто-то другой. Если это семья, то она должна состоять из мужчины и женщины. Даже если семья не идеальна, она все равно лучше, чем любовь однополых. Идеи и подходы, которые сегодня так настойчиво и активно внедряются в сознание общества, ведут не к свободе, а к безбожию, безверию, деградации как отдельного человека, так и общества в целом.
Карине НАЛЧАДЖЯН, психолог:
- Думаю, многие наши беды проистекают от провинциализма мышления. Мы почему-то себя очень недооцениваем и думаем, что все, что приходит извне, это хорошо, а наши традиционные ценности – это плохо. Воспринимаясь через призму нашего провинциализма, чуждые ценности воспринимаются на ура, что влечет за собой крайне негативные последствия. Можно привести в пример те же крайние проявления феминизма, однополые браки, сектантские течения и т.д. С одной стороны, мне кажется, что понятия "мы" и "другие" разграничиваются у нас довольно жестко. Но это не мешает нам с бездумной легкостью заимствовать у "других" зачастую очень сомнительные ценности. Это и есть провинциализм.
В то же время когда мы общаемся с нашими зарубежными коллегами из самых разных сфер, то видим, что, напротив, они высоко ценят то, что есть у нас, и сожалеют о том, что у них утрачены эти ценности. Я помню, как мой французский коллега, известный психоаналитик, говорил: берегите вашу семью, у вас еще есть эта огромная ценность, которую мы уже потеряли, и это уже приводит к серьезнейшим психологическим конфликтам. Он же сказал еще одну очень любопытную вещь: сейчас во всем мире, в том числе и в Армении, очень распространен аутизм - серьезная психическая проблема детей. Исследования подтверждают, что третье поколение детей, выросших в семьях, отмеченных даже не фактической, а символической безотцовщиной, рождается аутиками. Повторяю, говоря о безотцовщине, я не имею в виду физическое отсутствие в семье отца. Если отец - человек с низкой самооценкой, неуверенный, зажатый, слабый, задавленный, это тоже, с точки зрения психологии, может расцениваться как символическая безотцовщина. То есть в третьем поколении отцовский символ оказывается уничтоженным, и очень сильно возрастает опасность, что в такой семье родится ребенок, страдающий аутизмом.
Европа сама оказалась в ловушке пропагандируемых ею же идей однополой любви, крайнего феминизма и т.д. Все это, как видим, влияет на последующие поколения. Нельзя принимать все, что приходит извне, это очень опасно. К сожалению, по разным причинам наше общество теряет иммунитет, защищающий от опасных влияний. Нужно достойно оценить то, что имеем. Я не утверждаю, что только наши ценности и есть истина в последней инстанции и мы не должны ничего воспринимать извне, но в этих вопросах необходимы максимальная объективность и умение отличать истинное от ложного. И еще: внешние влияния, принимаемые безоговорочно, серьезнейшим образом воздействуют на нашу национальную самоидентификацию.
Приведу пример: мне довелось встретиться с 16-летним подростком, который пришел ко мне с матерью. У парня проблемы со сверстниками-одноклассниками, которые его не принимают и с которыми он в постоянных конфликтах. Мальчик утверждает, что у него другая ориентация. Мать в ужасе и утверждает, что это не так. Мол, ему столько говорили об этом, что ему кажется, что у него другая ориентация. Но парень с матерью не согласен и утверждает, что он горд этим, и считает, что он свободный человек. Как бы то ни было, а факт остается фактом: налицо конфронтация. Подросток считает мать отсталой женщиной, которая его не понимает. Здесь уже не только конфликт поколений, проблема гораздо глубже.
Что касается темы "конца света", о которой мы говорили, то, конечно, подобный страх в человеке есть, но его держит чувство непрерывности. Есть такие цепочки непрерывностей в нашей жизни. Например, каждый день восходит солнце, наша эмоциональная жизнь продолжается и т.д. Мы живем в этой непрерывности. Как только она разрушается, человеком овладевает чувство паники. Страх – очень серьезное оружие для того, чтобы сделать человека управляемым. Те же секты, разговоры о конце света и т.д. - это методы, чтобы сделать человека управляемым. Введение человека в состояние страха – тоже способ прервать непрерывность, о которой было сказано выше. С таким человеком можно делать все что угодно.
Приведу еще один жизненный пример. Молодая женщина, весьма умная, образованная, достойная, в силу определенных обстоятельств вынуждена жить в окружении "свидетелей Иеговы". Их было много среди ее соседей и родственников, и основное общение происходило в этом кругу, который стремился вовлечь ее в орбиту сектантских воззрений. Она пока сопротивляется, но она на грани и может не выдержать. Ее постоянно пугают тем, что если она не станет адептом секты, то как только грянет армагеддон, она и ее родные не спасутся. Она спрашивает: будет ли хорошо, если она войдет в секту, но ее отец точно не сделает этого. Эта женщина уже во многом готова к вступлению в секту, ее ввели в состояние постоянного страха перед приближающимся концом и убедили, что принадлежность к секте - единственный путь к спасению. Теперь у нее единственный вопрос: как спасти своего отца? Обратите внимание: посредством последовательного введения в состояние страха женщине навязывают мысль о том, что от нее зависит благополучие и жизнь самых родных ей людей.
Гагик АРУТЮНЯН, директор Научно-образовательного фонда "Нораванк":
- В контексте негативных влияний, думаю, надо различать идеологические, ценностные и чисто информационные моменты. Относительно "конца света" скажу, что это была хорошо организованная информационная операция. Согласно исследованиям западных и российских аналитиков, примерно 80% крупных мировых информационных агентств контролируются очень близкими по интересам финансовыми группами. В этом контексте коммерция вполне могла быть одной из мотиваций для информационного прокручивания "конца света". За время этой кампании возросли продажи подземных бункеров и прочих средств выживания. Я согласен с тем известным аргументом, что когда люди испытывают страх, ими гораздо легче управлять, и один из основных трендов информационных потоков наших дней – это нагнетание тревоги. Даже провинциальные газеты - а я полностью согласен с фактором провинциализма, о котором говорила коллега - любят раздувать панику по всякому поводу.
Каковы уроки для Армении? Есть формальные уроки, которые можно достаточно легко усвоить и достаточно адекватно на них реагировать, но есть уроки, которые требуют серьезного осмысления, потому что проблема носит системный характер. Очевидно, что в системе нашей информационной безопасности есть некоторые проблемы. То, что позволительно другим народам и странам, непозволительно нам, хотя бы по той простой причине, что мы находимся в состоянии комплексной войны - окопной, дипломатической, информационной, экономической и т.д. У нас вопрос стоит жестко, несколько даже по-гамлетовски: быть или не быть?
В информационной безопасности есть понятие вызовов, представляющих опасность для общества, нации. Причем многие из этих вызовов создаются специально, когда наши явные враги – Азербайджан и Турция что-то запланированно предпринимают. Есть и свой второй источник инфогенных рисков – война против собственного народа. Это когда местные организации несколько своеобразно интерпретируют наши национальные интересы и, быть может, исходя даже из самых благих намерений, де-факто ведут информационную войну против собственного народа.
От чего зависит информационная безопасность? У нас существенно упал интеллектуальный уровень общества в целом. Мы имеем не "информационное", а "деиндустриализированное" общество: ведь после распада СССР и развала научно-образовательной системы у нас произошла "деиндустриализация", но не переход от индустриального общества к информационному - в этом плане мы пошли назад. Это привело к тому, что у нас бесконечно тиражируется - через СМИ, интернет и виртуальные социальные сети, - но не генерируется новая информация. Это абсолютно не имеет отношения к информационному обществу.
Что надо делать? Недавно мы провели исследование 200 университетов, которые попали в топ-лист. Примерно 80% этих университетов находятся в англоязычных странах. Неудивительно, что на фасаде Библиотеки Конгресса США есть надпись, суть которой сводится к тому, что "знающие всегда правят незнающими". Самое мощное оружие управления – знание. Я считаю, что в Армении сложилась пренеприятнейшая ситуация, по поводу которой один известный философ писал, что самое страшное – это не неграмотные люди, а полуграмотные, которые, кстати, в нашем обществе приобрели определенный вес и статус. В этом плане любопытно, что за последние годы, несмотря на известные проблемы в научной сфере, у нас возросло число защищаемых диссертаций, о качестве и содержании которых сложилось множество анекдотов. А все это говорит о том, что нам надо повышать интеллектуальный, культурный и духовный уровень общества. Тогда и проблемы будут решаться более или менее логично и в контексте наших национальных интересов.
Тут говорили о том, что уровень преподавания в вузах снизился. В принципе он и не может быть высоким, т.к. у нас нет тех институтов, где готовят профессиональных ученых и исследователей. Да, хотели сделать так, чтобы наши университеты имели исследовательский статус. Этого не получилось, но зато был нанесен серьезный урон академической науке.
Для понимания и тем более для решения ряда вопросов крайне важно понимать, в каком состоянии находится глобальное сообщество в целом. Многие крупные западные исследователи считают, что современное мировое сообщество уже давно перешагнуло этап демократии. Потому и нынешний этап определяют как "постдемократический". Это такое общество, когда при сохранившихся вроде бы демократических атрибутах – выборы, разделение ветвей власти, свободы слова и т.п. - государством фактически правят уже не самостоятельные политические и общественные деятели, а крупные фирмы, компании. Они - истинные хозяева системы, где доминирует уже не государственный, общественный интерес, а интересы крупных фирм.
Можно было бы на все это смотреть спокойно, как на очередной цикл развития человечества, но если мы хотим оставаться армянами и Арменией в нашем агрессивном окружении, то должны реагировать на все это крайне остро. Нам надо серьезно развивать науку и образование. Что касается вопроса, кто должен повышать уровень общества, образования, науки, духовности и т.д., то уповать только на государство уже не приходится. В армянском сообществе за это должны взяться те политические, общественные и национальные структуры, которые чувствуют ответственность не только за Армению, но и за все армянство.
Генрих ГРИГОРЯН:
- Когда мы задумываемся о последствиях, оказываемых на общество негативными воздействиями, естественно возникает вопрос: как со всем этим бороться? Пути решения этой проблемы известны. Существует прямая связь между этими негативными явлениями и инфляцией знания, которая наблюдается в нашем обществе. Знание в Армении – самый дешевый товар, а значит, и носители знания тоже не ценятся. В свое время статус профессора в обществе считался очень высоким. Эти люди были общепризнанной элитой. Сегодня профессор -никто. Знание и носители знания обесценились. И чем больше они обесцениваются, тем больше на поверхность вылезают незнание, невежество, всякого рода идеологемы насчет конца света, сектантские влияния. Единственная панацея – поднимать ценность знания в стране. Носители знания должны быть элитой. Идеологемы, запущенные в наше идеологическое пространство, пропаганда гомосексуализма и все вопросы, связанные с негативными воздействиями, можно преодолеть, повышая уровень знаний и образованности общества. И второе: эти искушения, соблазны, отрицательные явления имеют и духовное объяснение. Эти искушения - испытания, и тот, кто сумеет их преодолеть, обеспечит собственную духовную безопасность. Мы превратились в фарисейское общество, где правят бал деньги – это надо осознать и вернуться к христианским ценностям.
Ара МАРДЖАНЯН, кандидат технических наук:
- Я полностью согласен с мнениями, озвученными коллегами. Хотелось бы сказать еще несколько слов по поводу истории с концом света, нагнетанием напряженности. Почему это стало возможным? Приведу пример. Вторая Республика Армения, октябрь 1964 года, и Третья Республика, 2013 год… В 1964 году впервые всплыла тема предсказаний майя. Теперь сравним, как реагировали Вторая и Третья республики. В октябре 1964 года в Бюракане была организована Первая всесоюзная конференция по внеземным цивилизациям. Она отнюдь не была засекреченной, в ней участвовали прекрасные специалисты разных профилей. Но какой посыл несла конференция – вот что главное. Она сохраняла космизм мышления, который закладывался великими учеными и мыслителями: мы – дети галактики. И это ощущение погруженности в большой мир было присуще Армении 64-го года.
Прошло несколько лет, тема развилась, и 4 сентября 1971 года в Бюракане была созвана уже Первая международная конференция. В Армению тогда приехали известные ученые, нобелевские лауреаты – Феликс Клик, Джон Стаутс, Моррисон, Дрейк, Шкловский, Николай Кардашов. Это было уникальное явление для той республики. Но я хотел бы сделать акцент вот на чем: тогда был внешний вызов, и Вторая Республика Армения нашла форму ответа этому вызову. Что такое внеземные цивилизации, какова угроза извне - на эти вопросы конференция ответила на высочайшем интеллектуальном, информационном уровне. Труды конференции были готовы через 15 дней. Это говорит о высочайшем уровне анализа информации, понимании внешних угроз и способности адекватно ответить на них. Тогда нам достало на это сил.
Что же происходит сейчас? Опять конец света, календарь майя, казалось бы, мы все это уже проходили. Но, к сожалению, между 1971-м и 2013 годом произошел некий разрыв цивилизационной преемственности, и Третья Республика Армения не стала наследником цивилизационного потенциала Второй Республики. В этом самая большая трагедия и самая большая задача для нас. Коллеги указали, с чего надо начинать - с системы образования, надо учить людей отличать мусор от информации, информацию - от знания, знание - от системного знания. Это чрезвычайно сложный иерархический процесс. Нужно учить этому людей. Не хватает осознания катастрофичности ситуации не в плане конца света, а конца цивилизованного развития – это первое. Не хватает политической воли, рассчитанной не на текущую выборную кампанию, а на долгую перспективу. Должна быть воля, которая ставит совершенно определенные задачи как минимум на 10 лет. Третье: не хватает производств по выработке знания, очагов, которые будут вырабатывать эти концепции, а это знание - крепежи для будущего.
Круглый стол провели Гаянэ САРМАКЕШЯН и Зара ГЕВОРКЯН
"Голос Армении"