В Шуши создан Государственный музей изобразительного искусства. Картинная галерея с тем же статусом существует и в Степанакерте - в ведении Министерства культуры НКР. Но Шуши – дело особенное. Как бы ни оставался Степанакерт по праву, приобретенному им 90 лет назад, столицей Арцаха, Шуши во всех случаях должен, опять же по праву, оставаться культурной его столицей. Подобный подход к старинному армянскому городу, прозванному не без оснований в конце позапрошлого века "маленьким Парижем", сегодня никем и нигде не оспаривается.
БОЛЬШЕ ТОГО – ВСЕ ДЕЛАЕТСЯ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ВОССТАНОВИТЬ И СОХРАНИТЬ некогда уникальный архитектурный облик Шуши, подпорченный изрядно за годы - не скажу советской, а точнее – азербайджанской власти. Тем более что и сегодня в Азербайджане не перестают кричать на всю вселенную о Шуши как чуть ли не средоточии "азербайджанской цивилизации". Но, как однажды остроумно заметил светлой памяти Генрих Игитян, только от того, что в Шуши родился Муртуз Мамедов, более известный как Бюль-Бюль – и в самом деле прекрасный певец своего времени, - не может стать ни мусульманским, ни тем паче азербайджанским.
Но оставим ненужные споры. В Арцахе давно себе уже доказали – лучше Шуши может быть только Шуши восстановленный. В духе армянских культурных традиций и в полном соответствии с архитектурным прошлым города. Совсем недавно в Шуши переместилось со всем своим штатом Министерство культуры Арцаха, расположившись в отреставрированном старинном здании женской гимназии с современным решением интерьера. И вот теперь, 9 мая, в день празднования тройного для Арцаха праздника – освобождения Шуши, создания Армии обороны и не забываемого арцахцами Дня Победы в Великой Отечественной войне -состоялось открытие Государственного музея изобразительного искусства. Ему наряду со всеми остальными концептуальными подходами к будущим решениям предстоит возродить прежний городской колорит Шуши.
Следует сразу же заметить, что место для музея было выбрано удивительно точно. Бывшее здание дома быта, в котором не так давно размещались функционирующие для советского социума структуры (парикмахерская, столовая, пошивочная и сапожная мастерские) и от которого после освобождения города остались одни арочные проемы, было решено отреставрировать и передать в ведение Министерства культуры. Уточним: отреставрировать не столовую с парикмахерской, а здание в целом, которое в старину было не чем иным, как постоялым двором, построенным в архитектурных традициях армянского зодчества.
А СЕГОДНЯ ОНО – ВНЕШНЕ СООТВЕТСТВУЮЩЕЕ СВОЕМУ ПЕРВОНАЧАЛЬНОМУ ВИДУ, однако с интерьером, разработанным именно для выставочного комплекса. В данном случае – картин живописи и скульптур. Расположен музей на перекрестке улиц Казанчецоц – это главная, так сказать, въездная (от Елисаветпольских ворот крепости) улица Шуши, ведущая к величественной церкви Христа Спасителя, и по правую сторону - народного артиста Гургена Габриеляна – она ведет к другой сохранившейся церкви Канач жам, а с левой – Никола Думана, народного героя армянского национально-освободительного движения, уроженца Шуши – эта улица ведет к зданию районной администрации и самой мэрии.
Если вы часто бываете в Шуши, сразу же поймете, почему перекресток трех улиц, соединенных между собой городской площадью и небольшим сквером, в глубине которого возвышается опять же отреставрированное на государственные средства высотное здание гостиницы, назван мною удачным местом для музея. Потому что именно отсюда вы начнете знакомство с городом. Почему бы не начать это самое знакомство с Музея изобразительного искусства?
Вам не придется платить за вход, как в других музеях подобного рода. Возможно, когда-нибудь это и случится – когда музею придется ради собственных трат позаботиться и о коммерческой стороне дела. Но пока вход в музей бесплатный – расходы по обустройству и эксплуатации целиком ложатся на государственный бюджет.
ИДЕЯ ИМЕТЬ В ШУШИ МУЗЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА РОДИЛАСЬ подспудно, можно сказать, с самого начала шушинского ренессанса. Реализация идеи ждала своего часа и вылилась в инициативу. Автором ее стал известный советский геолог и государственный деятель (до распада Союза министр геологии СССР) профессор Григорий Аркадьевич Габриелянц – корнями шушинец, ныне – советник президента Арцаха. В одном из подлежащих реставрации зданий он усмотрел вполне пригодный для картинной галереи объем. Руководство Арцаха инициативу одобрило, и под патронатом президента НКР Бако Саакяна музей был построен. Большой знаток живописи, собиратель полотен известных художников, Григорий Аркадьевич сам же и взялся за создание будущей коллекции музея. Сегодня у музея около пятисот картин. Большинство подарено Григорием Аркадьевичем из собственного фонда. Это работы крупных русских и зарубежных мастеров живописи.
Инициатива дарения получила продолжение. На нее откликнулись и московские друзья Габриелянца, также приславшие в дар музею свои работы и картины из личных запасников. Благородный порыв духовного патриотизма был подхвачен Союзом художников Армении и лично его председателем Кареном Агамяном, который из фонда СХ выделил Шушинскому музею 80 картин. Еще около 40 картин было подарено в порядке личной инициативы современными армянскими художниками.
Так что, если вы посетите в Шуши Государственный музей изобразительного искусства, вам не придется сожалеть о потраченном времени, ибо вы получите подлинное эстетическое удовольствие от полотен крупных мастеров живописи и выставленных там же скульптур известных ваятелей. Вы заметите, что многие из них с мировыми именами. Последнее обстоятельство – результат еще одной благородной инициативы. Известный искусствовед и директор музея "Хримян" при Эчмиадзинском кафедральном соборе Шаэн Хачатрян, узнав о создании в Шуши музея, подхватил эстафету дарения – он связался с соотечественниками в Париже, объяснив суть дела, и вскоре приехал в Шуши с рядом картин таких выдающихся мастеров, как Гарзу, Эдгар Шаин и Жансем - наряду с работами Акопа Акопяна и Акопа Коджояна.
ПЕРЕЧЕНЬ ИЗВЕСТНЫХ МАСТЕРОВ, РАБОТЫ КОТОРЫХ ВЫСТАВЛЕНЫ В МУЗЕЕ, можно и продолжить. Этим перечнем по праву гордится министр культуры Арцаха Нарине Агабалян, деятельно принимавшая участие в организации и обустройстве музея. Этим перечнем гордится и исполняющая функции директора музея сотрудница Министерства культуры Лусине Гаспарян. Ведь в перечне такие имена, как Мартирос Сарьян, Минас Аветисян, Наталья Головина, Дмитрий Жилинский, Николай Никогосян, Павел Кузнецов, Владимир Айвазян, Дмитрий Плавинский, Саркис Мурадян, Арам Исабекян и многие, многие другие.
Разумеется, в залах музея выставлены и картины современных карабахских художников, имена которых, возможно, и не звучат столь громко, как имена их знаменитых предшественников, однако работы их вполне достойно соответствуют высоким образцам и критериям истинного профессионализма. В этом легко убедиться хотя бы по картине "Ангел" Самвела Габриеляна – художника, снискавшего известность за рубежом, в Европе.
Таков сегодня Шушинский государственный музей изобразительного искусства, залы которого одухотворены прекрасным. Как и Третьяковки, Пушкинского музея, Эрмитажа, Лувра или Прадо. Сравнение с ними в данном случае вполне уместно. Ведь, как было однажды замечено, созерцание красоты, где бы оно ни происходило, пробуждает сильнейшее чувство сострадания и любви к людям. По большому счету музей в Шуши для того и создан. Поэтому инициатива дарения может, а скорее, должна быть продолжена, поскольку есть не что иное, как красота поступка, который совершается по зову души.
Григорий ОСИПОВ, "Голос Армении"
Фото: Виталия Даниеляна