В гостевой книге в московском разделе на нашем сайте – перманентная война москвичей и провинциалов. Бесконечное «гав-гав-гав» с обеих сторон. В этой войне и вечных выяснениях, кто кого лишает бутерброда с икрой, паразитируя на чужой шее, мы забыли что все мы, вне зависимости от того, на какую часть земного шара забросила нас судьба, просто люди.
О том, что дружба между «белым» человеком с московской пропиской и «понаехавшими» возможна, убеждаюсь на примере нашего большого дачного поселка. Третий год активной стройки проходит под лозунгом «все флаги в гости к нам».
География строителей – от Молдовы до лесорубов из вятских лесов. И все эти местечковые кланы сплелись в удивительный клубок интриг. Молдаване – держатся обособленно. Считают себя «белой костью», на работу не бросаются, занимают позицию: «я , конечно, это сделаю, но уговаривайте меня, уговаривайте». «Москалей» явно недолюбливают. «Москали» отвечают тем же.
Дорогу молдаванам переходят таджики и киргизи. Этих, не знающих русского языка, кто-то из строителей, из вредности, научил вести торг с одной фразы « по патъ штук ». «По пать штук» на нос они требуют за всё – от выкопки ямы метр на метр до асфальтирования дорог. Инстинктивно я их боюсь, и увидев, как в щель в заборе смотрит пара черных глаз, задергиваю жалюзи.
С россиянами у всех дачников разные отношения. Соседка запекает мясо с расчетом «на себя и бригаду» - лесорубы-кировчане в ответ ей по будням открывают-закрывают парники и пропалывают грядки.
Нам с нашими рязанскими ребятами-работягами не зазорно жарить шашлыки и раз в месяц обмениваться с таким же молодым отцом игрушками-подарками в стиле « это наш мальчик в магазине выбрал вашему». В ответ – картина маслом. Приезжаем: а на крыше конь. Деревянный. Резной. Ослепительно белый. Бригадир, как Карлсон, гордо чертит босыми пятками на песке закорючки и бормочет: «Ну, вы же хотели конёк на крышу. Я сделал. Это подарок».
А в доме через дорогу хозяйка называла своих «рабами на галерах». Уезжая, опечатывала дом – люди в мороз жили в деревянном сарае без обогревателя. В ответ они, этой « гадине московской» в перекрытиях крысу мертвую оставили. Сейчас в доме пахнет «шанелью»и дохлятиной.
Но пример миролюбия подают работающие у соседа армяне, люди из Дилижана – теплого города с подъездами без кодовых замков. Они работают третий год. И раз уж свела судьба, то живут по принципу «сосед ближе, чем дальний родственник».
Сперва я думала, что их особая симпатия к нам - результат того, муж любит редкий сорт армянского пива и иногда привозит им ящик. И что отец нашего друга, по совпадению, живет в том же «доме у фонтана», где и бабушка одного из них. И что были мы в их Дилижане, где, как известно из фильма «Мимино», вторая в мире вода после Сан-Франциско. Но нет, они одинаково радушны ко всем.
Мне приперли отросток винограда: «Спецыально жэну попросил прислать». Соседке на крыльцо подбросили пачку семян: «Очэнь хароший сорт». Возвращаясь из города, захватывают окружной детворе мелкие гостинцы. Третьего соседа регулярно снабжают коньяком. На нижней улице живет дед 85 лет. Дети попросили его «освободить жилплощадь» . Дочь , по словам отца, «ездит по симпозиумам». Появляется в поселке раз в месяц. И пока она делает карьеру, у калитки раз в два дня, и зимой и летом тормозит побитая «шестёрка»: «Атэц, в город едем, чего купить?».
Они, как герой Евстигнеева в фильме «Старый новый год»: завсегда с народом. Кто-то скептически оценивает их доброту : «Флажки расставляют, работодателей будущих задабривают». Но они третий год стабильно работают на участке , хозяин которого, по мнению всего поселка «деньги просто закапывает» - платит щедро и работы у него непочатый край. Не нужны им наши плантации.
Яркий пример бескорыстия: осталось у них ведро жидкого цемента. Таджики в аналогичной ситуации просто вылили его в траву. На «радость» хозяевам, планировавшим здесь клумбы разбить. Армяне пошли к другой соседке. Взяли ведро воды. Пару часов пыхтели у калитки: сделали водосток. Соседка ахнула «сколько стоит?». Те лишь пальцами щелкнули: «Будь здорова, Света-джан» и потопали к себе в вагончик.
А на следующий день возили упавшего со строительных лесов мальчишку- киргиза за 80 километров к своему доктору –земляку. Опять же просто так. Потому что «полиса нэт, а памочь чэловеку надо».
Может, я их идеализирую. И может быть, действительно, как шипит одна брезгливая матрона-дачница с йоркширом: «чёрт их знает, что у этих чурок на уме!».
Но хочу верить, что эта история – не про них. Ведь подарили же они соседской девочке диск с мультиком про Леопольда, который, как известно, призывает: «Ребята, давайте жить дружно! ».
А «с Масквы» мы, или «вчера с гор спустились» - дело десятое…..
Александра МАЯНЦЕВА
http://msk.kp.ru/daily/24508/660098/