Ансамбль традиционного танца и песни “Карин” под руководством своего бессменного руководителя, этнографа Гагика Гиносяна выступил в Степанакерте, Шуши, Чартаре, где зрители тепло принимали каждый исполненный ”каринцами” танец, каждую песню. В чем секрет успеха ансамбля “Карин”, выступления которого, где бы они ни проходили - в Армении, Арцахе, Джавахке или в Диаспоре, принимаются с большим воодушевлением?
ПОТОМСТВЕННЫЙ ЭРЗРУМЕЦ
Объяснение, наверное, кроется в позиции художественного руководителя ансамбля Гагика Гиносяна относительно целей и задач коллектива. А скорее всего, в судьбе самого Гагика. “В жилах моих течет кровь эрзрумских бабушек и дедушек”, - с гордостью говорит он.
Гагик Гиносян родился и вырос в Джавахке, в Ахалцхе, высшее образование получил в Ереванском политехническом институте (по профессии он физик), навсегда связав свою судьбу с судьбой родины. Еще в студенческие годы он вступил в ансамбль этнографического танца “Ван” (позже - “Акунк”) под руководством Айрика Мурадяна. Почему именно к Айрику Мурадяну? Да потому, что такие танцы, какие танцевали у Айрика Мурадяна, нигде больше не танцевали, кроме как в родном окружении, в потомственных эрзрумских, сасунских, мушских семьях. Будучи в ансамбле “Акунк” объездил мир, участвовал в международных танцевальных конкурсах-фестивалях, представляя там армянские военные, трудовые, свадебные танцы и песни.
С ОРУЖИЕМ ЗАЩИЩАЛ ПРАВО БЫТЬ СВОБОДНЫМ
“Настал момент, когда я понял, что авантюрностью, митинговщиной, демонстрациями невозможно ничего достигнуть: мир, свобода, право могут быть только у сильного”, - вспоминает Гагик. В составе отряда добровольцев “Арцив-1” в августе 1992-го он едет в Карабах. Их сразу же отправляют на позиции села Члдран, где он и получил свое боевое крещение, подбив из “фагота” два вражеских танка. В Арцахе Гагик по рассказам узнает об уже прославившемся за время войны Леониде Азгалдяне, его взглядах, идеях, столь созвучных его собственным. Увы, познакомиться с ним не удалось: через месяц герой погибает. “Да, мне не посчастливилось быть лично знакомым с ним, но я познал счастье воевать в созданном им отряде, счастье быть его последователем. Считаю его своим духовным командиром”, - признается он. Гагик прошел всю войну. Во время коротких передышек на передовой он не забывал о танцах. Национальный костюм всегда носил с собой. С каким наслаждением после очередной победной атаки солдаты танцевали “Кочари”, “Ярхушту”.
ЭТНОГРАФ ПО ПРИЗВАНИЮ
Порою неожиданным поворотам судьбы не сопротивляешься и даже не удивляешься, а воспринимаешь их как нечто должное, закономерное. В 1996 г. в Институте физики была закрыта тема, над которой Гагик со своими коллегами работал многие годы. Надо было либо менять тему, либо уходить из сферы. Он выбрал второе. И не ошибся. “Хороших физиков у нас много, - поясняет этнограф, - они смогут сделать то, что мог бы сделать и я. А вот этнографов - на пальцах пересчитать”. А самое главное, в эпоху глобальных мировых процессов, несущих с собой тенденции к слиянию всех наций и народов в единое и одноликое мировое сообщество и таящих в себе угрозу потери национальной самобытности, дело сохранения традиционного наследия, которое за тысячелетия свой истории создал, выстрадал и сохранил армянский народ, стало для него задачей общенациональной важности. Гагик Гиносян всецело посвятил себя собиранию и записыванию старинных армянских танцев, став последователем таких известных этнографов-танцеведов, как Србуи Лисициан (основоположник кинетографии - науки записи танцевальных движений - в Армении), Ваграм Аристакесян, Айрик и Маро Мурадяны, позже - Женя Хачатрян, Эмма Петросян. Постигая у них науку составления кинетограмм, Гагик полностью осознал, что лишь при глубоких познаниях в этой области возможны научное изучение искусства танца, а также проведение работы по сбору фольклора. В 2001 г. Гагик Гиносян создал этнографический ансамбль “Карин” - старинное, исконное название Эрзрума.
В ПОЛЕ ЗРЕНИЯ – АРЦАХСКИЕ КРУГОВЫЕ ТАНЦЫ
С тех пор как этнограф профессионально занялся кинетограммой армянских старинных танцев, ему удалось возродить и поставить более 40 танцев. Возрожденный первородный дух их тревожит душу, будоражит кровь, воодушевляет так, что хочется самому войти в круг и вместе с танцорами прочувствовать магию танца. Комментарии, которыми этнограф сопровождает танцы во время концертов, довершает их истинный смысл, образ, предназначение. В последние годы внимание этнографа привлекли арцахские круговые танцы. Желание воссоздать присущие нашему краю круговые танцы привело его осенью прошлого года в Министерство культуры и по делам молодежи НКР. Надеясь на содействие в столь нелегком деле, он обратился к министру культуры НКР Нарине Агабалян и нашел понимание. За несколько дней этнографу удалось побывать в нескольких селах Мартакертского, Мартунинского и Гадрутского районов. Безусловно, считает он, одной поездки для достижения столь необычной цели недостаточно.
После майских концертов Нарине Агабалян приняла художественного руководителя “Карин” Гагика Гиносяна и членов его ансамбля. Была достигнута договоренность летом продолжить начатое дело. Придавая важность миссии возрождения арцахской этнографии и, в частности, этнографии танцевального искусства, министр выразила надежду на более тесное сотрудничество с этнографом.
Сусанна БАЛАЯН, "Азат Арцах"