Очередной обзор новостей индустрии звукозаписи хочется начать с приятной информации. В прошлом месяце в Нью-Йорке прошла XIV церемония вручения ежегодной премии Международной ассоциации джазовых журналистов. Церемония впервые проводилась в новом винном клубе City Winery, который вместил всех желающих. Спешу сообщить, что, по мнению журналистов и критиков мира, лучшим барабанщиком года признан Пол Мотян. Причем в отчетном году он номинировался по двум категориям - "Лучший барабанщик года" и "За заслуги всей жизни". Получил только по первой.
КАКАЯ СВЯЗЬ С ОБЗОРОМ НОВИНОК ЗВУКОЗАПИСИ? А дело в том, что легендарный барабанщик Пол Мотян записал на лейбле ЕСМ свой очередной - сорок пятый (!!!) по счету альбом Lost In A Dream. Вместе с ним играют не менее известные, но относительно молодые музыканты - саксофонист Крис Поттер и пианист Джейсон Моран. Оба этих музыканта известны как представители авангардного крыла джаза. Поэтому, очевидно, Мотян выбрал именно их себе в партнеры. Барабанщик, которому через несколько месяцев стукнет 80 лет, свои последние альбомы записывает в духе полной свободы. За долгие годы творческой жизни Мотян переиграл, наверное, все существующие стили джаза - от мейнстрима с Биллом Эвансом до модерн-джаза с Китом Джарретом. А вот в последнее время увлекся спонтанной импровизацией и свободным музицированием. Вот и на сей раз в альбоме записано 12 композиций в стиле свободной импровизации и авангардного джаза. В большинстве своем это медленные, тягучие номера со слабо выраженной основной темой. Некоторые композиции Мотян играет соло (Drum Music, Abacus), на одной запечатлен его дуэт с пианистом Мораном (Cathedral). А самая длинная композиция альбома (Casino) представляет собой сплошную коллективную импровизацию всех троих. Весьма характерный альбом для творчества Мотяна последних лет.
ИМЯ АМЕРИКАНСКОГО БАСИСТА ДЖЕЙСОНА АДЖЕМЯНА У НАС МАЛО ИЗВЕСТНО. Думаю, что слышали о нем только самые продвинутые специалисты. А жаль. Это музыкант, который уже давно играет со многими звездами западного джаза, правда, в весьма сложном для восприятия стиле - фри-джаз. Стиль некоммерческий, не сильно популярный, и, очевидно, именно поэтому его имя не мелькает на обложках модных журналов. Но в любом случае знать его надо, а потому в ближайших номерах "ГА" читайте его эксклюзивное интервью нашему изданию. А пока вкратце скажу, что у него одновременно действует несколько проектов и записал он под собственным именем уже с десяток альбомов с самыми разными коллективами, причем в разных стилях - от свободного джаза до авангардной классики. А четыре года назад он собрал коллектив, состоящий из чикагских музыкантов, и назвал свою группу Jason Ajemian’s Daydream Full Lifestyles. Новый альбом группы Protest Heaven вышел лишь на виниле, вновь входящем в моду, и в формате МР3.
Аджемян - ярый сторонник стилей фри-джаз и авангард-джаз и свой очередной альбом записал в полностью импровизационной форме - запись проходила спонтанно, без репетиций и предварительной договоренности между музыкантами. Но несмотря на это, композиции содержат некую танцевальную составляющую самых разных стилей и культур. Полная эклектика, зато весело и весьма энергично. Тот самый случай, когда ничего непонятно, но заряжает энергией. Резюме - разок послушать можно и даже нужно. Девять композиций, все без начала и конца, без какой-либо конкретной структуры, зато сплошной позитив! На альбоме с Аджемяном играют Тони Малаби - тенор-сакс, Роб Мазурек - корнет, Джефф Паркер - гитара и Чад Тейлор - ударные. В перерывах между своими собственными проектами Джейсон Аджемян в последнее время плодотворно сотрудничает с известным гитаристом Марком Рибо, также представителем авангардного джаза.
ЕЩЕ ОДИН ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ДИАСПОРЫ, ПРОЖИВАЮЩИЙ В АМЕРИКЕ, - трубач Дан Тигер (Тер-Гукасов) более или менее известен нашим читателям ("ГА" писал о нем в прошлом месяце). Оркестр BLACK SEA SALSA был создан Тигером специально для развлечения. Музыка легка, весела, танцевальна и зажигательна. Собственно, это видно уже из названия оркестра. Латиноамериканские ритмы тут перемежаются с ритмами и мотивами народов, живущих вокруг Черного моря, - армянский, турецкий и балканский фольклоры, что неудивительно: семья Тер-Гукасова состоит наполовину из выходцев из Турции, наполовину из представителей Южной Америки.
Оркестр достаточно солидный, с большой группой вокалистов, так что почти все композиции имеют вокальные части. Но несмотря на легкую для восприятия форму композиций, в музыке присутствует большая доля джазовой импровизации. Вносит свою лепту и сам лидер группы, выдающий яркие соло на трубе, и наш давний знакомец - гитарист Джон Бабоян. Слушая треки, вы и не заметите, как из непритязательной яркой песенки в ритмах сальсы она постепенно перейдет в энергичную джазовую композицию, а затем так же незаметно вернется обратно. Или как армянская тема сначала перейдет в балканскую, потом приобретет джазовый оттенок, ну а закончится в ритмах румбы или сальсы. Словом, Crimean Dance Party - веселый альбом, который с успехом подойдет для вечеринки любого уровня, где звучит все - и легкий джаз, и танцевальная музыка разных стилей.
ПОСЛЕДНИЙ АЛЬБОМ, КОТОРЫЙ ХОЧЕТСЯ ОБСУДИТЬ СЕГОДНЯ, УНИКАЛЕН ПО МНОГИМ ПОКАЗАТЕЛЯМ. Во-первых, это первый за почти 50-летнюю историю ансамбля сольный альбом. Во-вторых, это альбом, который записан при содействии Армянского культурного центра Узбекистана, в-третьих, альбом записал ташкентский семейный джаз-ансамбль братьев Сафаровых под названием "Арцах". Про эту семью, которая дала три поколения музыкантов-джазменов, "ГА" писал в прошлом году. Тогда лидер ансамбля - старейшина семейства, пианист и трубач Владимир Ашотович Сафаров обещал, что одними из первых их долгожданный "дебютный" диск услышат друзья в Ереване, и сдержал слово.
Что же представляет собой альбом "Братья Сафаровы и друзья"? Это 13 композиций, среди которых как джазовые стандарты, так и произведения армянских авторов. Стиль музыки - традиционный классический джаз в исполнении малого состава. Казалось бы, тысячи раз слышанные варианты давно и хорошо известных тем - "Караван", "Ночь в Тунисе" и другие. Но вот что интересно: слушая версии музыкантов (состав примерно на 50 процентов состоит из армян), постоянно ощущаешь "знойное дыхание узбекской пустыни". А моментами и хорошо знакомую, родную для лидеров ансамбля - братьев Сафаровых - лиричность и ритмику армянской музыки. Где бы еще услышали, чтобы знаменитый стандарт Дэйва Брубека Take Five играли в ритме 6/8 с соло на дудуке, а песню Арно Бабаджаняна "Ереван" - с узбекским колоритом?
В этой связи хочется провести параллель между этим и предыдущим альбомами. И на том и на этом записан знаменитый "Караван" Дюка Эллингтона. Так вот, если BLACK SEA SALSA Дэна Тигера играет его в латиноамериканских ритмах, превратив энергичную тему а-ля Восток в быструю танцевальную сальсу, как бы оправдывая красочное название своего оркестра, то "Арцахский" "Караван" идет, медленно раскачиваясь, попеременно превращаясь из американского стандарта то в армянский танцевальный номер, то в узбекскую национальную мелодию. И если с точки зрения "чистого" джаза музыканты иногда выходят за пределы допустимых стилистических отклонений и вольностей, то с точки зрения оригинальности они достойны похвалы и уважения. Конечно, пуристам от джаза такая всеядность вряд ли понравится, но слушать подобный восточный джаз любопытно: что еще придумают музыканты?
А, собственно, кто сказал, что классику джаза можно играть в ритмах самбы и сальсы и это будет называться латиноамериканским джазом, а с дудуком или узбекскими народными духовыми инструментами - это непозволительное обращение с классикой? Вспомните Эллингтона: "Музыка бывает двух видов - хорошая и плохая". Так что, если звучит весело, приятно, эффектно - значит, это хорошая музыка!
Армен МАНУКЯН, "Голос Армении"