Совсем недавно в наших СМИ прошла информация об исследованиях одного из европейских институтов, согласно которым наша страна была охарактеризована и отнесена к категории несчастливых. Думаю, говоря страна, они имели в виду ее граждан. Если это так, то я как армянин и гражданин задаю себе вопрос: а счастлив ли я?
Вопрос очень деликатный, отвечая,
необходимо быть откровенным до конца и при этом блюсти все этические параметры,
дабы не причинить дискомфорт и боль своему окружению. В сложном контексте
ответа, как правило, присутствуют такие понятия, как родина, геноцид, семья,
родня, любимый человек и т.д. Идти по пути такого дифференцирования в формате
газетной статьи невозможно, не охватишь. И тогда я переоформил вопрос: что
лежит в основе счастья для меня лично? Ответ нашел сразу: комфорт состояния
души. Дальше все сразу встало на свои места, ибо я понял простую истину: как
армянин, я счастливый человек, а как гражданин РА таковым не являюсь (хочу
подчеркнуть сразу - не быть счастливым совсем не означает быть несчастным). В
чем же причина такой двойственности?
АБСОЛЮТНО НЕ
ЯВЛЯЯСЬ АДЕПТОМ СОВЕТСКОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ
и сторонником идеологии советского коммунизма я не
кривя душой признаюсь, что детство и юношество моего поколения были
счастливыми, не потому что у нас было все то, что мы хотели, а ввиду того, что
мы ощущали себя частичкой какого-то миссионерского величия и значимости. Да,
повзрослев, мы начали осознавать некое человеконенавистничество, посредством
которого выстраивалось это величие и значимость. Более того, мы начали
осознавать недееспособность советской экономики и каждодневную ложь, которой
были наводнены советские СМИ относительно ситуации в экономике и в целом
относительно будущего страны Советов. В брежневские времена, особенно в период,
который принято называть застойным, коррупция и взяточничество были сопоставимы
с нынешней ситуацией, однако в целом не было сегодняшнего разочарования и
угнетения. При безусловном воздействии и других факторов (не было безработицы,
удельный вес коммунальных расходов был на порядок ниже, бесплатные образование
и здравоохранение и т.д.) негатив советской действительности перекрывался и
благодаря тому, что мы были государствообразующей частью великой державы. Народ
по нисходящей, но все-таки продолжал верить, что все исправится. А это значит,
что мы были хозяевами и носителями всех тех великих достижений, которые
(несмотря ни на что), безусловно, присутствовали в советской действительности.
Но СССР развалился и развалился не усилиями ЦРУ или ввиду
того, что не выдержал гонки вооружений, а по простой банальной причине -
граждане Страны Советов с какого-то момента полностью перестали верить
собственной власти. Государство на самом деле развалил обыкновенный советский
человек, своим недоверием и пренебрежением к окружающей его советской
действительности. Политбюро врало своим гражданам, последние врали государству
своим отношением к работе и
коммунистической идеологии. Вывод, во всяком случае для меня, звучит
следующим образом: мне как гражданину государства для комфорта состояния души,
т.е. для ощущения счастья, необходимы: как вера в собственную власть и
дееспособность государства, так и чувство сопричастности, соучастия к чему-то
значимому, великому.
КАК АРМЯНИН, Я
СЧАСТЛИВЫЙ ЧЕЛОВЕК ПО ТОЙ ПРОСТОЙ ПРИЧИНЕ,
что глубоко убежден: то огромное культурно-духовное
наследие, которое создал армянский народ за шесть тысячелетий существования,
включая советский период, имеет драгоценное значение для всего человечества.
Приведу два нешаблонных примера:
1) После того, как в 428 году Армения утратила
независимость, именно наша Святая Церковь стала носителем армянской
государственности. Это удавалось в рамках формата ее деятельности в мирской
жизни. В 506 году(!) на Двинском вселенском соборе ААЦ католикос Бабкен
Отмесеци очень жестко критиковал нахараров (феодалов) за то, что те уменьшили
дотации на содержание приюта для бездомных и больных, а также на пищу для
нищих.
Сегодня культурные народы мира заботу о слабом и больном,
т.е. составляющую вектора христианской любви, называют социальной защитой
человека и стараются превратить это в норму жизни общества. Тогда как наша
Святая Церковь, взвалив на свои плечи функции государства, подобным занималась
уже пятнадцать столетий назад. Абсолютно не будучи сторонником ура-патриотизма,
я не сомневаюсь, что приведенный пример дает нам основание утверждать, что наша
церковь одной из первых превратилась в институт формирования культуры
выстраивания социальной защиты человека, т.е. любви в контексте веры христиан.
Эта любовь, как мы увидим дальше, оказала влияние и на архитектуру.
2) Как вы думаете, почему в архитектурной традиции
соборно-храмового строительства нашего народа нет таких громадных сооружений,
как собор Петра и Павла в Риме, храм Христа Спасителя в Москве? Согласитесь,
что было бы глупо говорить, что армянским зодчим не под силу проектировать и
строить огромные культовые сооружения.
Попадая в громадные объемы подобных храмов, тем более
если в них довлеет богатство, роскошь и титанические фрески, которые вот-вот
снизойдут на тебя сверху, человек начинает чувствовать себя неуютно, ощущая
собственную ничтожность. Все это отлично понимали наши святые отцы, поэтому
армянские храмы и соборы скромны и уютны, ибо христианская любовь не нуждается
в демонстративном тщеславии (Христос не носил золотых украшений, но омывал ноги
своим ученикам). Более того, в ареале ААЦ никогда не горели инквизиторские
костры, людей не четвертовали, не было педофилии, гомосексуализма (во всяком
случае зафиксированных историей фактов нет) и ни одному Католикосу всех армян
не приходилось извиняться перед представителями других вероисповеданий.
Приводя вышеперечисленные примеры, а их уйма, хотелось
показать, что наше культурно-духовное наследие - человеколюбиво, обдуманно-поучительно,
а значит, интеллектуально. И поэтому я как армянин - счастливый человек, ибо
имею право причислять себя к этому огромному наследию, ценю его и, очень
хочется верить, являюсь носителем этого богатства.
КАКОВЫМ ЖЕ ЯВЛЯЮСЬ
Я КАК ГРАЖДАНИН СУВЕРЕННОЙ РА?
Грустно, и поверьте, очень обидно признаваться, что в
принципе почти не за что зацепиться, чтобы было не стыдно утверждать, что я как
гражданин РА счастливый человек. Да, мы приобрели независимость, да, мы вышли
победителями в войне с потомками племен черных и белых баранов. Но давайте
будем откровенными и отметим, что независимость приобрели все другие союзные
республики. Говоря иначе, наша независимость является производной глобального
политического процесса, а не итогом усилий воли народа РА - таковой является
победа в карабахской войне. Но и здесь еще не подведен окончательный итог:
разве наших солдат и офицеров или жителей приграничных сел, деревень не убивают
и сегодня? За что зацепиться, если жесткий структурный авторитаризм, царящий в
нашем обществе, усугубляет нарыв души граждан, ибо мы в собственной стране не
защищены от насилия, произвола, вседозволенности, не имеющих никакого отношения
к потомкам племен черных и белых баранов.
Сложившаяся ситуация - результат того, что власти
предержащие рассматривают Право и Закон как категории, имеющие "плавающий
курс", устанавливая его каждый раз исходя из своих партийных и
корпоративных целей и устремлений. Здесь важно понять, что только прочно
стоящие на ногах Право и Закон могут сформировать соответствующую им категорию
- справедливость. Другой вопрос: кому и чему в обществе служит данная
справедливость? К примеру, советское право и закон сформировали советскую
справедливость, которая в первую очередь служила коммунистической идеологии и
партийной номенклатуре. Вспомните специальные магазины для партийной верхушки,
необходимость членства в КПСС для карьерного роста и т. п. Однако абсолютное
большинство советских людей все это воспринимало вполне спокойно. Ибо у них
даже в условиях тоталитаризма была возможность планировать свою жизнь, опираясь
на эту пусть даже контролируемую советским государством идеологическую
справедливость КПСС.
За все время существования суверенной РА справедливость
так и не превратилась в норму жизни ее общества, которое провозгласило курс на
демократию. Вот уже более двадцати лет власти предержащие не могут стать
носителями культуры - руководить страной, руководствуясь исключительно
верховенством Права и Закона. Более того, придав этим категориям
"плавающий курс", они просто уничтожили справедливость как таковую. И
поэтому общество независимой РА перманентно переживает самую настоящую
трагедию, ибо ее гражданам не на что опереться, чтобы суметь прогнозировать и
планировать свою жизнь и жизнь своей семьи в собственной стране. В итоге: отток
населения и уродливая трансформация парадигмы ментальности народа РА, которая в
свою очередь дополнительно инициирует этот отток, дают основание внешнему
взгляду причислять нас к несчастливым странам.
СОВСЕМ НЕДАВНО
ПРЕЗИДЕНТ РА, ВЫСТУПАЯ ПЕРЕД УЧАСТНИКАМИ
военных учений в Арцахе, говорил, что все очень
легко писать на бумаге, в том числе и про патриотизм. Что они - участники
учений - и есть патриоты, ибо свой долг выполняют с самоотдачей, мужественно и
даже героически. Он, безусловно, прав! Более того, когда в СМИ или просто
где-то слышишь, как кто-то смакует и получает, извините меня за сленг, кайф от
чего-то негативного, происходящего в собственной стране, хочется просто дать по
морде. Но, с другой стороны, никому не дано права обнулять дух мужества и
героизма наших солдат и офицеров. Ведь он, выражаясь языком математики, будет
стремиться к нулю, если родные и близкие этих солдат, офицеров и вообще
граждане РА не будут защищены Правом и Законом.
Когда же (?) придет продуктивное осознание того, что
власть - это в первую очередь ответственность во всех сферах деятельности, а не
только в ее военной составляющей. Именно полнота, целостность этой
ответственности, а не какие-то другие заслуги, наделяют власти предержащие
правом принятия решений. Осознание этой ответственности является первым
необходимым условием культуры осуществления власти для тех, кто стоит у руля.
"Интеллигент - это паразит, вырабатывающий
культуру". Это высказывание польского философа Т. Котарбиньского означает
одно: интеллигент, не вырабатывающий культуру, более того, вырабатывающий
антикультуру, превращается в обыкновенного паразита собственного общества.
Я стану наполовину
счастливым человеком как гражданин РА, когда наконец власть начнет
материализовывать свою ответственность перед обществом не декларативными
постулатами, а настолько продуктивно, чтобы простой гражданин РА почувствовал
комфорт состояния души. Полностью счастливым как гражданин РА стану, когда к
этому итогу придет и оппозиция, но об этом в другой раз.
Грег Орян, "Голос Армении"