21 января следователи
Следственного комитета РА выехали в Гюмри для первого допроса обвиняемого в убийстве
семьи Аветисян солдата Валерия Пермякова, находящегося на территории российской
базы. Ему уже предъявлено обвинение в убийстве. Возбуждено два уголовных дела -
российская сторона возбудила дело по статьям "дезертирство" и "убийство".
Дело об убийстве возбуждено и в Следственном комитете Армении.
КАК ИЗВЕСТНО, ОБВИНЯЕМЫЙ С САМОГО НАЧАЛА ОЗВУЧИВАЕТ единственную версию: убежал из части, залез в чужой дом воды попить, испугался, стал стрелять. Версия, конечно же, крайне неубедительная, которую просто невозможно не подвергнуть сомнениям. Думается, следствие придерживается того же мнения. Во всяком случае, по нашим данным, проводится колоссальная работа, в ходе которой необходимо очень многое проверить и уточнить. Следственным комитетом РА назначены экспертизы, которые будут проведены в Ереване. В их числе - судебно-медицинская, судебно-биологическая, баллистическая и т.д. "Мы располагаем достаточными вещественными доказательствами для проведения полноценной экспертной работы" - сообщили в Следственном комитете. По своей части экспертизы назначены и российским следствием.
Советник председателя Следственного комитета РА Сона Трузян сообщила, что следствие разрабатывает ряд версий, не исключая абсолютно ничего. Насколько известно, такую же позицию занимают и российские следователи. Здесь можно рассматривать возможность заказа, мести, диверсии, вменяемости Пермякова и т.д. Добавим, что следственные сроки в данном деле не обозначены.
Как известно, по приглашению главы Следственного комитета Агвана Овсепяна 18 января с двухдневным визитом в Ереван прибыл его российский коллега генерал-полковник Александр Бастрыкин. При этом были соблюдены все соответствующие процедуры. Вначале А. Овсепян обратился в Генпрокуратуру, чтобы это ведомство обратилось в Прокуратуру РФ с запросом на поручение следственных действий армянским следователям. Поручение было отправлено. Это было необходимым действием для того, чтобы в дальнейшем, на суде, законность собранной доказательной базы не ставилась под сомнение. А 16 января Овсепян и Бастрыкин побеседовали по телефону, и этот вопрос в беседе уже не обсуждался.
УЖЕ В ЕРЕВАНЕ СОСТОЯЛАСЬ РАБОЧАЯ ВСТРЕЧА глав следственных комитетов двух стран и был подписан важнейший документ - "Соглашение о создании координационного штаба по организации и расследованию уголовного дела по факту убийства семьи Аветисян". В нем говорится о необходимости проведения следственных действий совместными усилиями, работать в сотрудничестве и взаимодействии, что обеспечит объективное, всестороннее и полноценное расследование дела. В координационный штаб по организационному сотрудничеству вошло по 5 специалистов от каждого государства - следователи и криминалисты.
Отметим, что до сих пор подобной практики у нас просто не существовало. Договор такого рода (тем более по конкретному делу) подписан впервые. Именно в рамках этого договора наши следователи сегодня работают в Гюмри с Пермяковым, предъявив последнему обвинение.
А. Бастрыкин с учетом экстраординарности преступления призвал следователей работать особо тщательно. Это и понятно, ведь признательные показания подозреваемого отнюдь не убедительны. Не говоря уже о том, что он в принципе в дальнейшем может их изменить. Поэтому на следствие возложена огромная ответственность. Добавим, что в следственную группу СК РА вовлечено более десятка сотрудников.
Пермякова будут судить на территории Армении. Он также будет находиться здесь на протяжении всего следствия. Таким было итоговое слово главы Следственного комитета России. "Публичный судебный процесс по делу убийств в Гюмри состоится в Армении. Россия достигла полного взаимопонимания с Арменией, и есть четкое представление того, какой должна быть помощь российских следственных органов следствию, проводимому правоохранительными органами Армении", - заявил он.
Многих изначально волновал вопрос: в компетенции какой страны находится следствие по этому делу - России или Армении. На этот счет велись широкие дискуссии в соцсетях, и не только. Думается, что, если бы армянские правоохранительные органы сразу же не передали задержанного Пермякова российским пограничникам, такого вопроса бы просто не возникло. Сейчас же рассуждать на этот счет смысла нет: ведется двусторонняя работа. И дай бог, чтобы она оказалась результативной. Как верно заметила Сона Трузян: "Главная задача сегодня - раскрыть преступление, выяснить, что произошло на самом деле. Нам всем нужна правда. Остальное оставим на потом".
P. S. Как сообщают источники "ГА", весьма напряженная атмосфера царит на российской базе в Гюмри. В том числе среди руководящего состава. Серьезные офицеры с выслугой лет опасаются потерять не только свои погоны, но и свободу. Ждут, что "полетят головы".
Лана Мшецян, "Голос Армении"