26 января
на пресс-конференции, посвященной итогам дипломатического года, министр ИД РА Эдвард
Налбандян выступил с рядом заявлений, весьма примечательных на фоне недовольства
и критики общества в адрес возглавляемого им ведомства, обострившихся, в частности,
в контексте январских событий. Оставим, однако, в стороне порядком набившую за
десятилетия оскомину тему деятельности МИД Армении. Коснемся лишь одного заявления
Налбандяна - о причинах отсутствия прогресса в переговорном процессе вокруг
базовых принципов урегулирования.
ОТМЕТИВ, ЧТО МИЛИТАРИСТСКАЯ РИТОРИКА АЗЕРБАЙДЖАНА, ГРУБЕЙШИЕ нарушения режима перемирия и регулярные диверсии азербайджанской стороны получили новый размах, Налбандян, согласно сообщениям СМИ, подчеркнул: "Последнее наряду с деструктивной позицией Баку, искажающими суть переговорного процесса заявлениями и постоянным отказом от предложений посредников не позволило добиться прогресса в деле достижения согласия вокруг основополагающих принципов урегулирования карабахской проблемы". Понятно, что под основополагающими имеются в виду пресловутые Мадридские принципы, вернее, их так называемый обновленный вариант, предложенный сопредседателями Минской группы в декабре 2010 года, который Азербайджаном был в целом принят. Армянская сторона, несмотря на многочисленные, резко негативные оценки экспертов и представителей общественности, убедительно раскрывающих губительную для Арцаха и Армении суть этих принципов, также неоднократно заявляла о приемлемости документа для официального Еревана.
С тех пор прошло более 4 лет. Ситуация в зоне конфликта кардинально изменилась после событий, произошедших особенно за последние месяцы, начиная с августа прошлого года. О том, каким насыщенным и напряженным оказалось начало года, и говорить не приходится. На границах армянских государств происходят уже не отдельные перестрелки, а самые настоящие боевые действия, а новости о диверсиях противника, сопровождающиеся сообщениями о потерях, увы, уже не воспринимаются общественностью как нечто неординарное, происходящее время от времени и носящее исключительный характер, как это было 4 года назад. Военное руководство страны, осознавая серьезность ситуации, приняло решение о предоставлении командирам на местах свободы действий и заявило о разработке плана готовых контрударов и карательных действий. Президент РА подчеркнул необходимость асимметричных карательных действий, права на превентивные удары и принуждения "неадекватного противника к миру". Трудно понять, почему на этом фоне министр иностранных дел возвращается к абсолютно не адекватному сложившейся ситуации документу и необходимости достичь по нему соглашения.
СНОВА АНАЛИЗИРОВАТЬ "ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ПРИНЦИПЫ" И ДОКАЗЫВАТЬ ИХ НЕПРИЕМЛЕМОСТЬ и опасность не только для армянских сторон, но и для достижения стабильного и прочного мира в регионе нет смысла - об этом говорится давно и сказано все. Напомним лишь, что одним из основных пунктов принципов является "возвращение территорий вокруг Нагорного Карабаха под контроль Азербайджана". Проще говоря, в результате гипотетического "возвращения территории" Арцаха озверевшему - без преувеличения - врагу будут предоставлены куда более удобные и близкие позиции и условия для более, так сказать, эффективного обстрела населения НКР. И вот за этот опаснейший, потенциально роковой "подарок" Азербайджану продолжает ратовать сегодня армянская сторона?
Самое странное заключается в том, что о соглашении вокруг базовых положений мало говорят в контексте происходящего даже сами сопредседатели, уделяя больше внимания куда более актуальным проблемам, призванным разрядить ситуацию на границах и не дать ей перерасти в настоящую войну. Например, об отводе снайперов, о чем не так давно регулярно говорилось на самом высоком уровне, вплоть до генсека ООН. Или о резко обострившихся в последние месяцы гуманитарных вопросах, связанных с военнопленными и заложниками, а также населением приграничных районов. О необходимости попыток, несмотря ни на что, налаживать прямой диалог хотя бы на уровне общества и создавать атмосферу доверия, без чего ни одно соглашение не будет работать. Уже не говоря о необходимости восстановить полноценный формат переговорного процесса с вовлечением в него Республики Арцах.
Именно вокруг этого, на наш взгляд, следует армянским дипломатам сосредоточить свои усилия в свете совершенно новой ситуации в регионе, а не повторять ставшие сегодня особенно опасными клише о "соглашении вокруг базовых принципов". Тем более что руководство НКР в последнее время неоднократно заявляло о неприемлемости этих принципов для самого Арцаха. Спрашивается, зачем же вновь и вновь толочь воду в ступе, говоря о неких компромиссах, когда всем давно понятно, что любой, даже самый незначительный компромисс сегодняшнему Азербайджану обернется непоправимыми потерями во всех без исключения смыслах?
КСТАТИ, САМ ГЛАВА МИД ПРИЗНАЛ НА ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИИ КАРДИНАЛЬНОЕ изменение ситуации, заявив, что "за последний год милитаристская риторика Азербайджана, многочисленные грубейшие нарушения им режима перемирия, регулярно повторяющиеся диверсионные действия азербайджанской стороны на границе с Арменией и на линии соприкосновения с ВС НКР получили новый размах". К сожалению, ни слова не сказав о том, что этот "новый размах" требует в том числе от дипломатии Армении новых подходов к переговорному процессу, активности в выдвижении собственных требований и предложений как по урегулированию в целом, так и по актуальной ситуации. Потому что та излишне мягкая и уcтупчивая позиция, которую демонстрировала на протяжении 20 с лишним лет армянская сторона, лишь подстрекает Азербайджан к новым актам агрессии и преступлений в отношении армянского народа. Уже не говоря о том, что подобная позиция способствует разжиганию аппетитов не только Алиева и его хозяина - Турции, но возрастанию напряженности во всем регионе.
На протяжении двух десятков лет, прошедших после подписания соглашения о прекращении огня, мы твердим о том, что победа в Карабахской войне не была, увы, закреплена дипломатическими усилиями. Не будем повторять многократно сказанное. Но
сегодня, как никогда, очевидно, что та новая политика на поле военного противостояния, которую ведут Армения и Арцах, крайне нуждается и в новом наполнении дипломатической деятельности армянских государств. Реверансы в сторону сопредседателей в виде заявлений о готовности "достичь согласия вокруг базовых принципов", которые еще вчера могли выглядеть вынужденной дипломатической тактикой, не просто никак не вписываются в эти рамки, но и противоречат им. Тем более что иного выбора не оставляет нам как руководство Азербайджана, так и сами посредники.
Марина Григорян, "Голос Армении"