К чему стремится любой
турист, приехав в незнакомую страну? Прежде всего он хочет выспаться с дороги, позавтракать
в гостинице, съездить на экскурсию, а вечерком весело провести время за чашкой
кофе, кружкой пива или бокалом вина. Это правило распространяется на
большинство туристов. Говорю это исходя из личного опыта многолетней работы в
системе туризма и опыта многочисленных коллег.
НЕ ХОЧЕТСЯ ВСПОМИНАТЬ СЛУЧАИ, КОГДА ПОСЛЕ РАССКАЗА у стен Эчмиадзинского Кафедрального собора о крестово-купольных церквах и хачкарах меня спрашивали о ближайшем супермаркете, где можно купить пивка или лучше провести время вечером. Но так было не раз. Вот в Цахкадзоре днем люди катаются на лыжах, осматривают Кечарисский монастырь, а вечера проводят в барах и ресторанах. Потому что даже самый отъявленный любитель старины и памятников архитектуры приезжает, чтобы отдохнуть и получить удовольствие. И предлагать ему надо и то и другое. И памятники культуры, и хорошие гостиницы, и бары с ресторанами. А вот тут у нас не все так просто. Не в смысле, что их у нас мало, а в смысле их пропаганды.
Польза, которую может принести дальнейшее развитие туризма стране, не подвергается никакому сомнению. Вот только организация этого важнейшего дела у нас нередко страдает. Мы односторонне представляем туристу нашу страну. Когда смотришь наши специализированные печатные и онлайн-издания, призванные заинтересовать и привлечь внимание иностранцев к нашей стране, сталкиваешься с одним и тем же подходом: Армения - страна камней, страна церквей, страна древностей. Почему-то все документальные фильмы об Армении демонстрируют те же церкви, хачкары в сопровождении печально играющего дудука, изможденное лицо старика, высекающего из камня очередной хачкар, или бабушку у тонира, или в лучшем случае девушку, собирающую абрикосы.
Что должен думать иностранец о нашей стране, который часто путает Армению почему-то с Албанией, который к тому же нередко уверен, что армяне - мусульмане? Ведь у него может возникнуть ощущение, что Армения - это едва ли не полумертвая страна, в которой много камней, полуразрушенных памятников древности и бог знает как выживающих людей. Все точно в духе той пропаганды, которую ведут наши агрессивные соседи. Правда, те еще утверждают, что и памятники не наши, но это тема для другого разговора.
С 2013 ГОДА ВЕДЕТСЯ РАЗГОВОР О СОЗДАНИИ УЗНАВАЕМОГО БРЕНДА ЕРЕВАНА. Были приглашены зарубежные специалисты. Тогда же узнал, что западные дизайнеры выбрали баланс черного и белого для воплощения задуманного. Но представлять Ереван, где так много природных красок, в черно-белых тонах просто кощунственно. Непонятно! И вообще почему созданием нашего символа, бренда, логотипа должны заниматься зарубежные специалисты? Сегодня вопросом брендирования страны занимается американская компания GK Brand, которая до конца прошлого года должна была, согласно распространенной информации, представить трехлетний план стратегии брендирования и развития Армении и национального бренда страны.
Почему не показать потенциальному туристу, что Армения - это не Афганистан и не Западное Самоа, что у нас есть еще кое-что, кроме остатков былой роскоши, гор, стариков и дудука? Почему не показать, что Ереван - древний, но современный город, что у нас есть великолепный Оперный театр, уникальная Картинная галерея, два стадиона, огромный Спортивно-концертный комплекс. Множество театров. Многочисленные научные и учебные заведения. Модерновый шопинг-променад, питейные заведения, где уровень сервиса довольно высок, масса музыкальных клубов, где семь дней в неделю звучит живая музыка на любой вкус, притом великолепного качества. И, наконец, у нас есть ночные клубы и обширная гэмблинг-зона. Что, несолидно, скажете? А знает ли этот оппонент, что, например, Болгария завлекает к себе туристов не только морем и песком, но и казино, куда ежедневно самолетами специально прилетают из Израиля группы, чтобы поиграть в рулетку и покер? Там даже надписи на иврите, специальные магазины и всякий-разный специализированный сервис.
А почему никто не рассказывает, что в Ереване проводятся традиционные музыкальные фестивали и почему бы не привлечь любителей музыки? Думаете, не поедут? При такой информации и организации, конечно, не поедут. А вот если в тех же журналах и по ТВ будет рассказано, что в Армении сохранились старинные монастыри, которые можно посмотреть днем, а вечером пойти и в театр, и в кино, и на концерт, и в карты поиграть, и даже любители клубнички найдут развлечение для себя, то запросов станет гораздо больше. Почему мы замыкаемся лишь в самых традиционных областях туризма?
МЕНЯ ВСЕГДА УДИВЛЯЛО, КАК СЕБЯ ПОЗИЦИОНИРУЮТ НАШИ СОСЕДИ: показывают те же виноград, лаваш, горы и памятники старины, но потом обязательно демонстрируют свой модерновый город, веселящуюся молодежь... Наша же картинка, имидж - это старик-каменотес. Но это интересно лишь ограниченному кругу потенциальных туристов. И эту самую картинку создали мы сами, наши политтехнологи, фоторедакторы журналов, в которых рассказ об Армении сопровождается фотографиями все тех же древних развалин и в лучшем случае природных пейзажей.
Общаясь недавно с одним из крупных музыкальных журналистов Германии, я затронул тему армянского джаза. Он был поражен, узнав, что у нас есть Государственный джаз-оркестр с почти восьмидесятилетней историей, джаз-клубы, что у нас выпускаются лазерные альбомы, а наши музыканты выезжают за рубеж на крупные фестивали. Все, что он знал об Армении, - это геноцид, христианство, Комитас, Арам Хачатурян. Вот результат нашей рекламы. Сейчас много говорится об инновациях. Они нужны не только в науке. Они нужны во всех сферах нашей жизни - и в системе пропаганды страны, и в том числе пропаганды туризма.
А журналист этот, кстати, собирается приехать летом в Ереван, чтобы познакомиться с нашей музыкальной жизнью и потом рассказать о ней своим читателям.
Армен Манукян, "Голос Армении"