Пока одни государства изобретают традиции, не связанные с историческим прошлым, применяют национальную символику в качестве важного инструмента в конструировании традиций, связанных с идентичностью, наша страна в очередной раз проворонила сугубо национальный праздник. Согласитесь, ведь по сути и в этом году наша страна не отметила День национальной идентичности. Нет, конечно, Навасард не прошел абсолютно незамеченным: как и в прежние годы, группа молодежи выступила 11 августа под открытым небом с театрализованным представлением в честь победы Айка над Белом, но и только. Общенародного, государственного масштаба этот день так пока и не приобрел.
Принято считать, что суть национальной идентичности подвержена колебаниям в куда меньшей степени, нежели ощущение этой самой идентичности, которое может нарастать и ослабевать под влиянием каких-то обстоятельств. И тем не менее… Ни исполнительная, ни законодательная власти почему-то не спешат придать этому дню статус государственного праздника, не спешат в поиске символов нашей "самости", символов единства национального и государственного, оставляя решение этой в общем-то нелегкой задачи подсознанию, генам, силе традиции. Кстати, армянские этнографы констатируют, что сейчас даже в областях и селах Армении, где еще сохранились древние обычаи и традиции, не празднуют Навасард, что, хотя многие языческие праздники трансформировались в современные церковные праздники, Навасард в армянском церковном календаре не отмечен …
Между тем эксперты уверены, что самые серьезные проблемы наций и национальных государств чаще всего связаны не с экономикой, политикой или обороной, а с нематериальными, неосязаемыми символами и определениями. Пожалуй, трудно тут обойти вниманием одну из сравнительно недавно сложившихся у нас "традиций": что ни новая программа, концепция или стратегия, то обязательно национальная. Согласитесь, далеко не всегда и не все эти программы-концепции-стратегии успешны, от чего страдает отношение нашей общественности к самому определению "национальный"...
Согласно американскому ученому Л.Фоллерсу, автору книги "Антропология национального государства", все преуспевающие нации обладают набором стержневых символических элементов, которые служат их гражданам своеобразными "критериями истины". Эти символы поощряют лояльность, конкретизируют чувства собственного достоинства и самоуважения, а также создают этическую основу для общественного участия в национальной обороне, политике, в функционировании социальных и экономических институтов. Всякая нация и всякое национальное государство, следовательно, должны определить для себя (осознанно или неосознанно), с помощью каких символов, определений они хотели бы выразить свои представления о себе как таковых на индивидуальном и коллективном уровне. Иными словами, нации и государства должны ответить для себя на вопросы: "Кто мы?" и "Что конкретно скрывается за этим "мы"?" - то есть определить свою национальную идентичность. На эти вопросы приходится отвечать постоянно, и, вне зависимости от статуса успешности нации и государства, они принципиально значимы для любой страны.
Важное дополнение в Закон "О праздниках и памятных датах", касающееся Дня национальной идентичности, фракция АФРД предложила еще два года назад. Не откладывая в долгий ящик, парламент одобрил законопроект единогласно в первом чтении в феврале 2009 года. Однако по сей день документ не принят во втором и окончательном чтении. Нововведением депутаты предлагают первую августовскую декаду объявить праздничными днями Навасарда, а 11 августа - собственно Днем национальной идентичности. Как отметил в беседе с "ГА" депутат от АРФД Арцвик Минасян, цель здесь одна – в течение этих дней проводить мероприятия, посвященные выявлению, правильной оценке и использованию национального ресурса в плане решения концептуальных задач. "Мы отнюдь не намерены рассматривать эту инициативу в религиозной плоскости, - подчеркнул он. - Наоборот, мы хотим эти дни превратить в дни единения, выявления идентичности, обсуждения элементов идентичности. С тем чтобы впоследствии правильно разрабатывать концепции, программы, организовывать мероприятия во всех направлениях – экономическом, социальном, политическом, военном и т.д."
Однако законопроект был заморожен, потому что Армянская Апостольская Церковь предлагает отмечать этот день не 11 августа. По словам А.Минасяна, Католикос Гарегин II обратился в Национальное Собрание с предложением всесторонне обсудить документ, прежде чем он будет принят в окончательном чтении и претворен в жизнь. "Договоренность обсудить была, чтобы инициировать обсуждение, было направлено и соответствующее официальное письмо, однако до сих пор никаких откликов из Эчмиадзина не получено, - отметил А.Минасян, добавив, что подобная проволочка собственно и является причиной того, что законопроект до сих пор не прошел второе чтение. - Должен отметить, что для нас 11 августа не принципиальная дата, мы не возражаем против, скажем, третьей декады августа, если это будет обосновано. Главное, чтобы этот праздничный день и идея были реализованы и стали мероприятиями общеармянского значения, что, уверен, существенно отразится на самосознании наших граждан. Так что проблем здесь мы не видим и теперь ждем окончательного заключения, чтобы претворить проект в жизнь".
Впрочем, дальше ждать ответа из Первопрестольного инициаторы документа не намерены. А.Минасян убежден, что нельзя долго тянуть со столь важным вопросом, коим является День национальной идентичности, тем более что "документ еще во время его представления в первом чтении удостоился высоких оценок как со стороны коллег, так и со стороны правительства". Он заверил, что законопроект обязательно будет включен в повестку предстоящей осенней сессии парламента.
Аревик ЧИЛИНГАРЯН, "Голос Армении"