В прессе сообщалось,
что 18-23 марта в Ереване проходил 5-й международный медиафорум "У подножия
Арарата", в работе которого приняли участие свыше 200 журналистов из 34 стран.
Около 30 участников форума, представлявших 12 государств, изъявили желание приехать
в Арцах и на месте ознакомиться с тем, как и чем живет сегодня Нагорно-Карабахская
Республика. В течение трех дней пребывания
в Арцахе они встретились с президентом Бако Саакяном и могли задать ему вопросы,
посетили ряд объектов, что позволило им составить определенное представление о
ситуации в республике, идущих здесь общественно-политических процессах.
НЕ УСПЕЛИ ЗАРУБЕЖНЫЕ ЖУРНАЛИСТЫ ПОКИНУТЬ ПРЕДЕЛЫ НКР, как оказались в пределах … печально известного черного списка Азербайджана, в который вносятся лица, въезд которым в эту страну запрещен. По словам пресс-секретаря азербайджанского МИД, визиты журналистов в Нагорный Карабах, осуществляемые без согласия Азербайджана, означают нарушение закона о государственной границе страны. При этом он к своему нелепому обвинению представителей иностранных СМИ присовокупил целый набор столь же нелепых обвинений в адрес НКР: "На этих территориях наряду с военным положением осуществляются торговля людьми, контрабанда оружия, производство наркотических веществ и наркотрафик, подготовка террористов и другая незаконная деятельность", лицемерно представив эту ложь как озабоченность безопасностью журналистов.
Надо сказать, создавая свой черный список персон нон грата, куда попадают посетившие Арцах иностранные государственные и политические деятели, политологи и эксперты-конфликтологи, представители культуры и СМИ, Азербайджан прежде всего преследовал главную цель – воспрепятствовать визиту в НКР лиц, которые способны выразить объективное мнение о Нагорном Карабахе. То есть эта дискриминационная мера, призванная ограничить свободу передвижения иностранных граждан и получение ими объективной информации о реальной ситуации в НКР, исходит из политики Азербайджана по изоляции Нагорного Карабаха от внешнего мира.
Прямо скажем, должного эффекта данный иезуитский шаг не имел, да и не мог иметь. Об этом красноречиво свидетельствует тот факт, что число иностранных граждан, объявленных официальным Баку "нежелательными лицами", все растет - сегодня оно приближается уже к 400. Как правило, у людей, оказавшихся в черном списке МИД Азербайджана, иной реакции, кроме недоумения, осуждения и иронии, эти действия азербайджанских властей не вызывают. Большинство из них признавались, что им безразлично, что думают о них в Азербайджане. Иными словами, официальному Баку, который страшится правды об Арцахе, не удается запретительными мерами перекрыть доступ к ней.
КАК ИЗВЕСТНО, В ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ АВТОРИТАРНЫЕ ВЛАСТИ АЗЕРБАЙДЖАНА подвергаются резкой критике международных структур ввиду подавления демократических прав в этой стране, в частности, свободы слова. Однако шаги бакинского режима, связанные с посягательством на свободу иностранных журналистов и воспрепятствованием их профессиональной деятельности, свидетельствуют о расширении географических границ азербайджанского авторитаризма. Что, на наш взгляд, также должно удостоиться адекватной оценки авторитетных международных инстанций как действия, несовместимые с нормами и принципами демократического сообщества. Впрочем, изложенное выше отвергает даже саму возможность причислить Азербайджан к государствам, имеющим хотя бы малейшее представление о демократических ценностях.
Теперь к вопросу о том, кто реально причастен к международному наркотрафику и кто реально представляет угрозу терроризма. Баку уже не первый год занят дезинформированием международного сообщества, распространяя голословные утверждения о производстве наркотических веществ и наркоторговле, подготовке террористов и прочей чуши. Ни одно из этих и подобных обвинений ни разу (!) не было подтверждено каким-либо фактом, так как их просто не существует.
Между тем по иронии судьбы именно в эти дни Госдеп США опубликовал Доклад о международной стратегии по контролю над наркотиками - 2015, в котором говорится, что Азербайджан продолжает оставаться транзитной страной для незаконной транспортировки наркотиков из Афганистана и Ирана в Европу и Россию. Кроме того, штаб по борьбе с террором, входящий в структуру Совета национальной безопасности Израиля, распространил недавно сообщение, согласно которому израильтянам рекомендуется воздержаться от посещения Азербайджана из-за постоянной угрозы исламского террора. Кстати, из постсоветских республик в данном перечне, состоящем из более чем 40 стран и регионов, числится только Азербайджан. Словом, очевидна несостоятельность аргументации Азербайджана, пытающегося представить Нагорный Карабах этаким маргинальным образованием.
Развитие НКР как суверенного демократического государства повышает интерес международного сообщества к идущим здесь общественно-политическим процессам, что и побуждает политиков и политологов, а также представителей прессы и общественных организаций посещать республику. Лишним тому доказательством станут предстоящие 3 мая парламентские выборы в НКР, на которые приедут десятки иностранных наблюдателей и представителей СМИ. А значит, число визитеров Арцаха и далее будет расти, чему никак не могут помешать власти Азербайджана, в силу своего мракобесия не способные понять закономерность образования и развития Нагорно-Карабахской Республики. Как не способны понять и другое: выдача разрешений на въезд иностранцев в Нагорный Карабах является прерогативой только и только властей НКР.
Леонид Мартиросян, "Голос Армении"