Ровно 100 лет назад в Османской империи были арестованы и казнены сотни представителей армянской элиты. 1915 год стал для армян тем же, чем для советских людей 1937-й, а для евреев годы правления Гитлера. Общее число жертв Геноцида армян, а также ассирийцев и понтийских греков в Османской империи оценивается миллионами...
Мы живем в ХХI веке, но локальные и масштабные столкновения с расовой и религиозной подоплекой вспыхивают на планете вновь и вновь. В чем причина нетерпимости? Свое мнение высказывает главный редактор газеты армян России «Еркрамас» Тигран Тавадьян.
.
Религия не при чем?
- Толерантность провозглашается Всеобщей декларацией прав человека как один из главных принципов, но история повторяется. То, что происходит на Ближнем Востоке – разве не геноцид христиан?
- Сценарий повторяется, раз за разом. Религиозные факторы абсолютно ни при чем. Исламское государство воюет как с христианами, так и с мусульманами иных направлений ислама. Войны всегда разворачиваются вокруг территорий, привлекательных своим климатом, географическим положением, природными ресурсами. Геополитические интересы ставятся выше интересов народов и наций. Выше интересов мира. Так было и сто лет назад. Геноцид армян не имел религиозного подтекста. Османская империя вступила в войну с Россией, а в составе империи на своих исконных территориях жили армяне. Большинство – христиане. Якобы для того, чтобы они не поддержали русских, османцам и «пришлось» «зачистить» от них регионы в зоне военных действий. На самом деле армяне уничтожались по всей стране. Дети, женщины, старики, которые никакой военной поддержки русским оказать не могли. Убивали и тех, кто под угрозой смерти принял ислам. Вина народа была лишь в том, что они могли заявить о своем праве на родную землю. Мои предки жили там, где мне сегодня не место. А я живу на земле черкесов, которым также не нашлось места на родной земле из-за Кавказской войны. Черкесы бежали в Турцию. Армяне - в Россию... Сколько судеб изломано… Некоторые говорят: «Зачем вспоминать прошлое?» Но забывая, умалчивая, не покаявшись, способствуем повторению трагических витков истории. Кровавая резня в Османской Турции не была осуждена мировой общественностью. Это привело к тому, что Гитлер, пришедший к власти в 1939 г. начал уничтожать евреев. Случился «холокост». Потом были акты геноцида в Тибете, Камбодже, Руанде, сегодня на Ближнем Востоке и т.д. Цепочка никогда не разорвется – если мы не будем помнить о прошлом и продолжим делать вид, что происходящее сегодня нас не касается.
- Агрессии хватает и в быту, в чем причина проявляющейся порой межнациональной нетерпимости?
- В разнице менталитета и недостатке воспитания. Но я не думаю, что для Кубани нетерпимость – это та проблема, которая заставляла бы хвататься за голову и кричать «караул». Замеры общественного мнения показывают, что «национальный» вопрос беспокоит людей в десятую очередь. На первых местах экономика, семья, образование, работа. Приземленные житейские вещи. Люди, считающие Кубань своим домом, соседствуют мирно. Конфликты им не нужны. Проблемы в последнее время возникали лишь с гастарбайтерами из республик Кавказа.
- Не первое десятилетие в крае существует Центр национальных культур. Разве сложно авторитетным представителям диаспор научить приезжих единоверцев как подобает себя вести в гостях? Не поехать на ту же стройку, где трудятся сотни гастарбайтеров?
- Национальные общины - общественные организации. Они создавались с целью создать возможность и условия для сохранения своей культуры. Закон четко ограничивает их деятельность. Выход за рамки уставных обязательств подпадает под статью. Профилактика и контроль за криминальными проявлениями - прерогатива правоохранительных органов. Общины могут влиять только на тех, кто жаждет этого влияния. Для варяг-строителей краснодарские интеллигентные соотечественники не авторитет.
.
На кого равняться?
- Тигран Гургенович, а как вам вообще на Кубани живется?
- Как человеку – отлично! Как армянину - нет. Потому что нет условий для того, чтобы мои дети тоже были армянами. Почти в любой стране не титульные нации подвергаются ассимиляции. Они вполне нормально живут. Но их дети и внуки уже не говорят на языке предков. Пройдет еще немного времени, и их потомки не будут себя считать армянами.
- Но говорят, что в контексте глобализации, это неизбежно. К концу ХХI века ученые предвещают исчезновение тысячи национальных языков. Мол, человечество унифицируется, это нормально.
- И мы уже видим, насколько этот процесс стремителен в Америке и Европе. Но, в то же время, во многих странах мира возможность национальной самоидентификации стараются сохранить. В Иране процессы ассимиляции практически незаметны. Инородцам и религиозным меньшинствам дают возможность развиваться в контексте их веры и традиций. Их дети учатся в национальных школах и так далее. Почему нет, если это никому не мешает? В Краснодарском крае есть несколько школ, где армянский язык и история преподаются – но как дополнительные дисциплины. Есть армянские дети, которые учиться родному языку уже не хотят! «А почему мы должны?» Психология ребенка такова, что ему интереснее в футбол поиграть, нежели учить дополнительные уроки, которых нет у сверстников. Я против того, чтобы нации растворялись в общей массе. И обидно, что у нас к этому располагает и дополнительный, противоестественный фактор. Допустимо разве, что людям приходится менять фамилию на более «благозвучную», дабы преуспеть? Крупнейший кубанский бизнесмен, к примеру, всем известен вовсе не под фамилией своего рода, данной при рождении. Мои знакомые меняли паспортные данные, чтобы стать главврачом в больнице, устроиться в ГАИ... Можно, конечно, было и не менять, но тогда за должность пришлось бы заплатить больше.
- Какое это имеет отношение к вопросу межнациональных отношений? Если должностями торгуют, то это коррупция. Виноват не только тот, кто берет, но и тот, кто даёт!
- Совершенно верно. Кто-то борется, добивается. Но большинство идет по пути наименьшего сопротивления. Да, есть яркие примеры, на которые стоит равняться. Доктор медицины Григорий Пенжоян – светило, его каждый на Кубани знает. Марго Симонян крупнейшим телевизионным каналом руководит. Арсен Галстян, дзюдоист, Миша Галустян, актер и шоумен. Я был бы рад заявить, что если ты сам по себе чего-то стоишь, то всегда пробьешься, не будешь искать возможности кому-то заплатить за то, чтобы тебя куда-то пристроили… Но путь этот тернист, жизнь неоднозначна, а Господь в макушку не каждого поцеловал.
.
Деликатный вопрос
- Как вы относитесь к межнациональным бракам? Приходилось слышать, что во многих диаспорах это не приветствуется.
- Человек может подходить к решению о женитьбе с точки зрения личного счастья. Это его право, но часто это и проявление эгоизма. Ребенок будет носителем двух культур и ему придется решать, к какой он относится. Я свидетель тому, насколько сложные порой возникали ситуации. Какие драмы разыгрывались в армяно-азербайджанских семьях после известных событий. Ребенок не должен оказываться перед выбором, с мамой ему оставаться или с отцом! Вообще эта тема деликатная, щепетильная…
Посмотрите на карту Армении. Населенные пункты с армянскими названиями… и вдруг Чкаловка, Семёновка, Красносельск! Там живут молокане. В Армению из России они пришли из-за религиозных гонений, чужая земля стала им Родиной. Они устояли перед ассимиляцией и смогли сохранить себя как этническую группу. Наверное, тоже крайность. Но кто вправе принуждать жить их как все? Армения - моноэтническая республика. Русские - нацменьшинство, и также как мы в Краснодаре, создают общины и культурные центры. (Речь, конечно, не о молоканах). Проводят фестивали русской песни, танца… Представьте хлопцев в рубахах, девчат в кокошниках… и с армянской внешностью! Это дети от смешанных браков, которые определили себя русскими. Есть и на Кубани голубоглазые блондины, считающие себя армянами. Ассимиляция - процесс неоднозначный. Но в современной Турции, по разным оценкам, живут два-четыре млн. армян, которые не смеют в этом признаться. Их предки выжили, потому что приняли ислам и затерялись под турецкими фамилиями-именами. Боится заявить о себе уже четвертое поколение, потому что Турция геноцид до сих пор не признала.
.
Светлана Лазебная, «Аргументы и Факты»