Вчера в Восточной Турции впервые за 95 лет прошла литургия в армянской храме. Храм Святого креста на озере Ахтамар (его еще называют церковь Сурб Хач) был закрыт с 1915 года, когда начался геноцид армян. В 2007 году собор отреставрировали. И, наконец, 19 сентября, турецкие власти разрешили провести в средневековом храме литургию.
Предстоящее богослужение было разрекламировано, приглашения разослали во многие страны. «Толерантная» Анкара наступила на горло собственной песне и разрешила 1-й раз в год проводить литургию в армянском храме. Правда, с одним «но» - крест над церковью не установили, выдвинув запрет, мол, храмовое сооружение не выдержит дополнительную нагрузку в 200 килограммов. А посему главный символ христианства поставили около Сурб Хача. В итоге, подобного издевательства многие армяне не потерпели и отказались присутствовать на службе.
Первоначально к участию в литургии склонялась и Армянская Апостольская Церковь. Однако в отказе Турции установить крест над храмом усмотрели демонстративный шаг, призванный развеять все сомнения вокруг возможного статуса собора. Турция намерена использовать восстановленную церковь только как музей и никак иначе, именно это хочет сказать Анкара, отказываясь установить крест над церковью, считают многие эксперты. Свое решение Турция как бы публично подтвердила, запретив прибывшим из Армении детям помолиться в храме и даже зажечь ладан в усыпальнице армянских царей династии Арцруни.
Многие армяне посчитали бессмысленным проведение литургии в Сурб Хаче. Председатель Торгово-промышленной палаты Вана Захир Кандашоглу сообщал, что 90% людей, выразивших желание посетить Турцию из-за богослужения в Сурб Хаче, отменили сделанные заранее брони, после того как узнали о решении не устанавливать крест. К тому же свою роль сыграл и официальный отказ Первопрестольного Святого Эчмиадзина (духовный центр Армянской Апостольской Церкви, резиденция Верховного Патриарха и Католикоса всех армян, ныне Гарегина II) участвовать в разрекламированных мероприятиях. По той же причины, от участия в литургии отказались представители армянской общественности, хотя их приглашал лично премьер-министр Турции.
В итоге на литургию, где принимала участие лишь Константинопольская патриархия Армянской апостольской церкви (службу вел заместитель Константинопольского патриарха ААЦ архиепископ Арам Атешян), три других престола от приглашения
отказались, съехалось лишь около 2 тыс. армян, и то в основном из Стамбула.
Примечательно, что группа верующих во время богослужения подняла деревянные кресты в знак протеста в связи с тем, что до литургии крест на церкви установлен не был.
Однако некоторые местные армяне обиделись на отсутствие Гарегина II на литургии. «Его Святейшество Гарегин II должен был приехать, - в беседе с корреспондентом армянской службы радио «Свобода» на острове Ахтамар заявил один из паломников из Стамбула. - Если он радеет о здешних армянах, о своей общине, то должен был приехать и заявить, что является пастырем и для здешних армян. В один прекрасный день крест будет установлен, это не так уж и важно. Уже почти сто лет, как на этой церкви нет креста. Неужели люди хотели бы, чтобы эта церковь была не отреставрирована, а разрушилась».
«10 лет назад я не посмел бы даже мечтать о том, чтобы на Ахтамаре была отслужена литургия», - заявил турецкой газете Hurriyet архиепископ Арам Атешян, выразив мнение, что ситуация с демократией и правами меньшинств в Турции значительно улучшилась. - 10 лет назад было также невозможно так открыто говорить о геноциде или о правах человека».
Между тем, причина реставрации храма и разрешение богослужения в нем у экспертов не вызывают сомнения. Стараясь заслужить авторитет толерантного государства (как известно, цель одна – вхождение в Европейское сообщество), Турция пытается убить несколько зайцев. Во-первых, по мнению специалистов, Анкара намеревается отвлечь внимания мирового сообщества от ситуации с армянским культурным наследием на территории исторической Западной Армении, входящей в состав современной Турции. По мнению руководителя ереванского офиса Общественной организации по исследованиям армянской архитектуры Самвела Карапетяна, это наследие может за короткое время полностью исчезнуть. Даже сами турки признают, что из несколько тысяч армянских храмов на территории их страны остались несколько десятков. А, во-вторых, Анкара ожидает ответной толерантности. Так, со всей серьезностью на пресс-конференции по итогам саммита тюркоязычных государств премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что разрешение на проведение раз в год литургии в армянской церкви Сурб Хач на острове Ахтамар свидетельствует о терпимости Турции к другим религиям. И добавил, что его государство вправе ожидать такой же толерантности от представителей других религий. «Надеемся, что они проявят такой же подход, такую же толерантность к нам, и то, что мы сделали, не останется без ответа», - тактично заметил турок. Выбивая, таким образом, преференции для ислама, премьер-министр совсем не подумал, сколько иронии может вызвать его заявление. Ведь если государства, население которых преимущественно исповедует христианство, начнут следовать турецкой логике, то в той же Европе тысячи мечетей должны незамедлительно превратиться в музеи и лишь раз в году открывать двери для верующих мусульман.
Ирина Антонова
http://www.segodnia.ru/