В Национальном музее-институте архитектуры открыта уникальная выставка "Реликвии. Знакомые и незнакомые Пальяны", на которой впервые в Армении представлено около 50 проектов и эскизов замечательной династии архитекторов Пальянов, работавших в Османской Турции.
Прежде Чем ознакомиться с выставкой, корр. "ГА" попросил директора музея-института Ашота Григоряна рассказать о том, как богатейший архив Пальянов попал в Армению.
"Долгое время в Турции национальную принадлежность Пальянов скрывали, говорили, что они итальянцы или греки, - рассказывает А.Григорян. - Аналогичный ответ я получил в 1998 году, когда посетил Турцию. Это при условии, что могилы Пальянов находятся в Стамбуле и на всех надгробных плитах есть надписи и на армянском языке. В 2000 году там был создан Союз армянских архитекторов и инженеров. Отмечу, что сегодня в Стамбуле работают 150 архитекторов-армян. Мы вместе стали вести работу в этом направлении. Большую роль в признании Пальянов армянами сыграл Грант Динк, который в своей газете "Агос" не раз поднимал эту тему. И наконец турки перестали отрицать этот бесспорный факт.
К сожалению, династия Пальянов оборвалась в 1920 году, когда из-за известных событий последний Пальян, не имеющий наследников, покинул Турцию и переехал в Египет. Известно, что они оставили богатейший архив. Но где он хранился и как его найти, никто не знал. И вот в прошлом году на выставке в Италии я встретился с армянским архитектором Арменом Кюрегяном, представителем другой замечательной династии архитекторов Кюрегянов, живших и творивших в Италии. Их архив мы тоже перевозим в Армению. Каково же было мое удивление, когда Армен сказал, что бесценные для армянской культуры раритеты Пальянов сохранил его дед, архитектор Левон Кюрегян (1871-1950).
Уроженец Трапезунда, он получил архитектурное образование в Риме. Вернулся в Константинополь, но во время Геноцида переехал в Софию, позже вновь вернулся в Константинополь и стал одним из архитекторов-армян, обустраивающих этот и другие города. Левон Кюрегян некоторое время общался и работал с Саркисом Пальяном, хранившим архив династии. После его смерти архив перешел к Кюрегяну, который лелеял надежду когда-нибудь передать его Армении. В конце концов раритеты оказались у его сына Ованеса, а потом у внука Армена. Как только стало известно об архиве, встал вопрос его перевозки в Армению. Инициативу проявил министр градостроительства Нарек Саркисян при содействии МИД Армении. И наконец в мае уникальный архив был перевезен к нам".
НА ВЫСТАВКЕ ПРЕДСТАВЛЕНО ТВОРЧЕСТВО 9 ИЗ 11 представителей рода Пальянов. Династия высоких профессионалов берет начало от Пали халфа Пальяна, умершего в 1725 году в звании "придворного архитектора". Однако Пальяны были не первыми армянскими архитекторами Османской империи. Первым, главным зодчим султанского двора был мимар Ходжа Синан из кесарийских армян. Его творчество - вершина османской архитектуры XVI века в период правления султана Селима. Великий Синан построил сотни сооружений - от дворцов и мечетей до мостов, бань и родников, причем на всей территории империи. Не исключено, что именно он невольно создал атмосферу доверия султанов к десяткам зодчих-армян.
Многие годы их имена старались не афишировать, но правда все же прорвалась. Историю Пальянов исследовал стамбульский историк архитектуры Барсег Тухладжи (Тухладжян), который в 80-х выпустил фундаментальную книгу о династии, вклад которой в историю армянской и турецкой архитектуры очень велик. В 2010 году, когда Стамбул был объявлен культурной столицей Европы, турки подготовили большую - из 100 фотографий - выставку о творчестве почти 40 армянских архитекторов и построенных ими выдающихся памятниках, ставших достопримечательностями мегаполиса. "Армяне внесли неоспоримый вклад в превращение Стамбула в Стамбул, начиная от Синана до Пальянов. Мы должны преклоняться перед ними и задуматься, почему в 1915 году наша страна превратилась в пустыню. Посетите выставку, и вы освободитесь от жизни во лжи" - писал Чингиз Чантар во влиятельной газете "Радикал". Мировые СМИ отмечали, что творения Пальянов - лучшие памятники города. Выставка в Стамбуле для абсолютного большинства весьма просвещенных посетителей стала полным и неожиданным откровением. С тех пор было много архитектурных выставок, где работы армян Пальянов отмечались особо.
На блестяще оформленных стендах представлены дворцовые сооружения, мечети, мавзолеи и другие сооружения. Пышность форм и декора фасадов и интерьеров выполнены в лучших традициях стиля барокко, рококо и позднего классицизма. Это дворцы Долмабахче, Бейлербея, Чрахан, мавзолей Мехмеда Второго, нынешний Музей армии, казармы Селимие и Мачка, крепость Ихламур, мечеть Нусретие и множество других градообразующих сооружений. Отметим, что Пальяны строили также армянские церкви, школы, больницы. Девять представителей этой славной династии имели звание придворных архитекторов - главных архитекторов двора. Они не раз удостаивались самых главных наград и почетных званий. То, что представлено на выставке, лишь небольшая часть из привезенного в Армению.
"ЭТО ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ, И ПРЕДСТОИТ ИХ ДОЛГАЯ ОБРАБОТКА, - продолжает А. Григорян. - Для нас это очень важно, ведь кроме архитекторов мы в лице Пальянов имеем дело с первыми документально зафиксированными армянскими декораторами, оформителями и дизайнерами. Ведь Пальяны, проектируя жилые помещения, дворцы, мечети и армянские церкви, выполняли весь комплекс, включая интерьеры с разнообразной мебелью, осветительными приборами, драпировками и т.д. Кто из них автор дизайн-проектов и эскизов - сказать пока сложно, возможно, это или Саркис, или Акоб, или Симон. Работы не подписаны, но видна европейская выучка.
Когда-нибудь, когда у нас будет просторный и современный музей архитектуры, сохранившиеся раритеты Пальянов, без сомнения, будут достойно представлять одну из граней национального архитектурного гения. А пока мы выпустили красочный буклет, где размещены лучшие работы династии".
Отметим, что в Турции начался сбор подписей, цель которого - переименовать один из проспектов Стамбула в честь династии Пальянов. Участники акции призвали мэрию Стамбула, районную администрацию Бешикташа, Министерство внутренних дел Турции и еще ряд государственных органов выразить свою признательность за оставленное Пальянами колоссальное культурное наследие не только Стамбулу и Турции, но и всему человечеству, назвав один из проспектов в их честь.
Тигран Мирзоян, "Голос Армении"