Спортивный понедельник был отмечен обменом публичными "ударами" между президентом Федерации футбола Рубеном Айрапетяном и футбольным фан-движением FAF (First Armenian Front). Кратко напомним предысторию конфликта между главой ФФА и фанатами.
16 ОКТЯБРЯ ПРЕДСТАВИТЕЛИ FAF в ходе пресс-конференции озвучили три требования, вкратце звучащие следующим образом: приглашение в сборную опытного и профессионального иностранного специалиста; прекращение практики игнорирования футболистов по не спортивным причинам (Артак Дашян, Мауро Гевгеозян, Денис Тумасян, Артур Едигарян и ряд других игроков); отказ от практики продажи билетов на матчи сборной по завышенным ценам.
Реакции на требования фанатского движения не последовало. Тогда 7 ноября FAF выступил с официальным заявлением, в котором говорилось: "16 октября FAF представил три требования к Федерации футбола Армении. Мы ожидали, что после заключительного матча сборной в сезоне президент ФФА даст итоговую пресс-конференцию. Но до сих пор никакой реакции нет. Если до 16 ноября со стороны ФФА не последует ответа, FAF проведет шествие от памятника Араму Хачатуряну до улицы Ханджяна, где находится офис ФФА. Мы потребуем ответа на наши требования. Этот вопрос касается каждого болельщика армянского футбола. Национальная сборная принадлежит нам. Призываем всех болельщиков присоединиться к шествию, которое начнется в 18:00" - говорится в заявлении.
И вот тут Айрапетян ответил. Щадя газетное пространство, не будем цитировать текст официального заявления президента ФФА (оно публиковалось ранее). Суть сводится к тому, что так называемая группа (употребленное слово "хмбак" можно перевести на русский и в уничижительном смысле) FAF может предъявлять требования к сборной и федерации другой страны, например, Италии, поскольку якобы армянские фанаты тепло поддерживали итальянцев (вероятно, когда те приезжали в Ереван). Глава ФФА также заявил, что у национальной команды есть сотни тысяч преданных болельщиков, которые всегда рядом со сборной, и никакая группировка не имеет права говорить от имени всех болельщиков.
ОТВЕТ НЕ ЗАСТАВИЛ СЕБЯ ЖДАТЬ: буквально через несколько часов FAF распространил ответное заявление. Впрочем, цитат, наверное, достаточно. Отметим лишь, что в отдельных странах фанатские группировки представляют собой серьезную силу, особенно если они носят приставку "ультрас". Порой дело доходит до серьезных уличных беспорядков и столкновений с властями. Характер действий FAF носит куда более мирный характер - активная поддержка на матчах сборной, включая зарубежные выезды. По крайней мере пока это так. Шествие фанатов вряд ли волнует Айрапетяна. Скорее всего, его нервирует шумиха, поднятая вокруг армянского футбола, а значит, его самого. Мол, какие-то сопляки указывают всесильному олигарху, что ему (подчеркиваем ему, а не федерации) делать.
Это, пожалуй, самое печальное. Никто не говорит, что футбольный руководитель должен идти на поводу у фанатов, хотя прислушиваться к их мнению отнюдь не зазорно. Подобная международная практика имеет место быть, вот только не для нашей страны, где спорт N1 отдан на откуп одному-единственному человеку. При этом последний давно уже не прислушивается к чьему-либо мнению, хотя некоторые футбольные аксакалы говорят, что вначале было не так. Исполком федерации давно перестал противоречить Айрапетяну, а уж тем более кто-либо из работников федерации. Наши уважаемые ветераны также давно находятся "вне игры". Подобная практика неприемлема даже в том случае, если бы наш футбол был одним из лучших в мире. Кому-то еще непонятно, почему у нас не создается новых футбольных клубов? Ответ прост: никто не хочет вкладывать деньги в сферу, где царит монополия одного человека.
Перепалка президента ФФА с фанатами не должна отвлекать от глубоких "нарывов" в нашем футбольном хозяйстве. К проблемам слабого национального чемпионата добавилась катастрофическая ситуация с результатами сборных всех возрастов, а не только национальной. Футбольная федерация стала государством в государстве, в дела которого не вмешивается даже Министерство спорта, в ведомстве которого находится ФФА. Пресс-служба главной спортивной организации республики не так давно, по следам одной из публикаций, распространила заявление, где говорилось, что "министр Габриэль Казарян в рамках своей функции тесно сотрудничает со всеми национальными спортивными федерациями". Не хотим ставить под сомнение официальную реакцию министерства, только вот поведение Айрапетяна говорит об обратном. Несколько месяцев назад в эфире телевизионной передачи "Час футбола" он позволил себе с издевкой вопросить: "А кто у нас сейчас министр спорта?"
О проблемах нашего футбола нужно писать, их надо обсуждать. Это куда важнее стандартных интервью с игроками и представителями футбольной общественности, ограничивающимися общими мыслями и выражениями. Лучше говорить об этом сейчас, чем потом бросать камни в спину человека, при котором в нашем футболе многое изменилось. Причем не только в плохую сторону - Академия футбола в Аване тому доказательство.
Вадим Мкртчян, "Голос Армении"