Не будучи процессуально вовлечен в историю безуспешных претензий азербайджанских организаций к информационному порталу «Еркрамас», заинтересовался самой фабулой спора, причем, не как практикующий адвокат, и не как армянин, а просто как рационально мыслящий человек, обладающий, в том числе, и долей самокритики, сформировавшийся в интернациональном советском обществе и потому имеющий прекрасных друзей и коллег из Азербайджана.
О чем спор? Азербайджанскими организациями выдвигаются требования удалить с сайта yerkramas.org цитату Гарегина Нжде, звучащую дословно так: «Не должно быть ни одного дня без борьбы с турком». Формулировка действительно в состоянии сбить с толку, вызвать вопросы и подтолкнуть к неоднозначным выводам о симпатиях и антипатиях как самого Нжде, так и информационного ресурса, ее разместившего.
Я, как читатель, а читаю много, ежедневно и разное: публицистику, профессиональную аналитику, научные труды и т.д., из опыта выработал для себя определенные навыки и правила восприятия – не делать выводов, не вникнув в суть, не ознакомившись с первоисточником, не поняв истинного замысла автора и особенно контекста, в котором что-то изречено. Поэтому, первое, что я предпринял для формирования собственного представления, изыскал первоисточник - статью Гарегина Нжде «Мое кредо». Признаюсь, написано пафосно, эмоционально, энергично, даже где-то, патетически. Но, по итогам прочтения, еще более убедился в том, что Нжде не то, что не был никаким носителем националистического мировоззрения или сторонником пустого возвеличивания одной нации с уничижением остальных, а ровно наоборот, стоял на принципах уважения наций и культур и только с этих позиций призывал строить новую Армению.
Скажу больше и даже больно в первую очередь, для самих армян, Нжде стрелы своей критики и морального осуждения направляет в первую очередь в адрес не кого-то там чужого, а своих же родных соотечественников, тех, кто довел ситуацию до безысходности, и он их прямо называет, это национальные партии и «теологические пристрастия», говоря по-иному – элиты, доведшие ситуацию до тупика в лице политических лидеров и духовенства. И я с ним полностью в этом солидарен, хотя и не историк, и не эксперт, но имею свое однозначное сложившееся мнение о наших элитах, как современных, так и того периода. Нжде также приходит к выводу, что основной наш соперник не где-то там, а мы сами. Он пишет: «Я принимаю также, что каждый наш внутренний соперник - пока еще наш незнакомый товарищ и брат, которого я должен разбудить, привлечь на нашу сторону. Он должен быть разоружен духовно, но не повергнут, не уничтожен». И как это ни прозвучит печально, но с точки зрения лишенной всякой морали политической целесообразности, разобщенностью наших прадедов, которую в этой фразе предполагал автор, расчетливо воспользовались, жестоко, цинично, на уровне генетического, людоедского истребления.
Какую основную мысль вложил в статью «Мое кредо», ее автор? Это, призыв строить новую Армению без ненависти и вражды к иным народам и культурам, т.е. основываясь на уважении и толерантности к ним: «Здание Отчизны не может быть воздвигнуто на скале ненависти к другим народам». Куда уж яснее и четче? И это пишет человек, живущий в атмосфере окружающей нестерпимой боли и страданий, плача и воплей, доносящихся из всех окон, из каждого армянского дома. Не каждый очевидец может выдержать такое давление массового горя. Нжде ищет выход из психологического и морального апокалипсиса, свет в конце тоннеля для своего народа, выход, которого не нашел, например, Комитас, лишившийся рассудка. По-своему этот выход нашли оправданный немецким судом Согомон Тейлерян, а до него Киркор Гулгулян, оправданный российским судом, с помощью защитника Карабчевского.
Нжде не стремится противопоставить свой народ, не уходит в положение обиженного на мир. Наоборот, он видит светлое завтра: «Я верю в наше будущее. Я предчувствую и мысленно приветствую Страну Армению, которая была Великой и Счастливой вчера и опять станет ею завтра».
С другой стороны, Нжде, и это объективный исторический факт, является представителем поколения войны, причем не одной, а двух, да и то, мировых.
Не ошибусь, если скажу, что волны военного патриотизма в тот исторический период захлестнули все народы Европы. Такая тенденция была обоснована инстинктом самосохранения, самозащиты всех от всех. Тема возмездия была одной из центральных в общественном сознании и в годы ВОВ, в мыслях и чувствах простых людей. Вот, некоторые плакаты тех лет…
А вот слова великого Ильи Эренбурга «Мы поняли: немцы не люди. Отныне слово «немец» для нас самое страшное проклятье. Отныне слово «немец» разряжает ружье. Не будем говорить. Не будем возмущаться. Будем убивать».
Мне возразят, мол война-де закончилась, мы с немцами живем в мире. Да, совершенно справедливо - война закончилась победой, и эту победу ковали помимо прочего, в том числе такими вот лозунгами и выступлениями с целью поддержания народного духа. Таковы правила войны. Великая Отечественная закончилась, и 9 мая 2020 года мы будем отмечать славный юбилей 75-летие победы. Да, Великая Отечественная закончилась, но в регионе Южного Кавказа война никогда не заканчивалась, вот уже более 100 лет. Идет непрерывная мировоззренческая, психологическая латентная война, давящая неразрешимым бременем на геополитическое спокойствие региона. Речь идет о противостоянии Армении и Турции, противостоянии многоаспектном, в совершенно разных плоскостях: политическом, историческом, культурном, хозяйственном, мировоззренческом, да во всех. Трудно найти иной регион, где есть такая же непробиваемая стена взаимного неприятия, где даже поезда, утыкаясь в границу, разворачиваются обратно.
Сэмюэль Хантингтон в конце ХХ века доказал наличие на карте мира т.н. точек «цивилизационных разломов». Это точки, где противостояние идет не по экономическим, этническим или религиозным контурам, а намного глубже, по разломам «цивилизационным», морально-ценностным, т.е. имеет место противостояние какой-то фундаментальной глубины, на уровне бессознательного, когда не сходятся даже морально-этические категории и шкала нравственных ценностей, т.е. дело даже не в этно-конфессиональных различиях, а в разнице восприятия мира, космоса, целеполагания, Вселенной вообще. Цитата из Хантигтона: «российский маршал Евгений Шапошников предупредил, что в случае, «если другая сторона [т.е. Турция] будет вовлечена» в войну, «мы окажемся на грани Третьей Мировой войны». Годом позже Озал был по-прежнему воинственен. «На что способны армяне, – насмехался он, – если начнется стрельба?.. Маршем войти в Турцию?». Турция «покажет свои клыки» (ч.4, гл.11). Хантингтон, приходит к печальному выводу, что конфликты в таких точках не имеют никакого решения, ни мирного, ни военного. Это, как борьба за город Иерусалим – вечное противостояние, идущее из глубин истории между автохтонным и пришлым мировоззрением. Это, когда с одной стороны границы ведут честный, открытый бой, а с другой совершают ритуальные отсечения голов раненных солдат, это когда заставляют сотнями тысяч отказаться от своего языка, веры и национального происхождения в ареале исторического обитания, как условие оставить жить твоих детей. Это когда демонстративно убивают журналиста Гранта Динка, за то, что он – армянин, либо набрасываются на депутата турецкого парламента Каро Пайляна только за то, что он говорит неприятную на слух историческую правду, это когда в эмоциональном угаре окружают адвоката Рубена Киракосяна в Московском Доме Книги за попытку начать открытую, честную полемику и задать вопросы, мучающие не одно поколение, кстати, по обе стороны границы.
Почему так происходит? Вот немного непредвзятой статистики.
В докладе за 2011 год Европейская комиссия по борьбе с расизмом и нетерпимостью отметила, что, например, в Азербайджане формируется негативное восприятие людей армянской национальности. «Постоянные негативные упоминания о Республике Армения приводят к формированию негативного восприятия людей армянской национальности. Мы призываем власти Азербайджана к активной работе по изменению ситуации в отношении армян, находящихся под юрисдикцией Азербайджана. Все политические партии Азербайджана должны выступить с четкой позицией против любых форм расизма, дискриминации и ксенофобии и послать чёткий политический сигнал в пользу разнообразия и плюрализма, они также должны избегать упоминания негативного оттенка при обсуждении вопросов, имеющих отношение к армянам».
Для дискредитации политика в Азербайджане достаточно обвинить его в связях с армянами, нейтральному отношению к ним или «разоблачить» его армянские корни. Писателя Акрама Айлисли за книгу «Каменные сны», когда Союз писателей Азербайджана назвал Айлисли проармянским писателем, а партия «Современный Мусават» приняла решение наградить того, кто отрежет ухо писателю.
Турецкое правительство отрицает Геноцид армян, несмотря на критику Международной ассоциации исследователей геноцида в адрес главы турецкого государства. Танер Акчам, современный турецкий социолог и историк настаивает, что: «дебаты по вопросу o геноциде могут покончить с сакральным представлением того, что государство было продуктом нe антиимпериaлистической войны, а скорее всего войны против греческих и армянских меньшинств».
В 2011 году о неприязни к армянам сообщили 73,9% опрошенных в Турции. Международная организация «Minority Rights Group» настаивает, что в то время как правительство признает армян в качестве национального меньшинства, в турецком обществе это понятие означает граждан второго сорта.
Дженк Сарачоглу, профессор социологии из Университета Анкары, утверждает, что «Турецкие СМИ и государство открыто пропагандируют и распространяют ненависть по отношению к армянам.
В августе 2014 года глава Турции Эрдоган в телевизионном интервью заявил: «...кто-то говорил, что я грузин, но мне говорили что-то более отвратительное, что я - армянин». В своем выступление 24 апреля 2019 года в День памяти жертв Геноцида армян, Эрдоган отметил, что «Переселение армянских банд и их сторонников, которые убивали мусульманский народ, в том числе женщин и детей, в восточной Анатолии, было самым разумным действием, которое можно было предпринять в такой период». При этом, ни единого слова, почему эти «банды» сформировывались на своей же земле и чего они реально добивались.
Парламент Нидерландов принял резолюцию, осуждающую заявление Эрдогана о Геноциде армян.
В 2020 году в Азербайджане приговорен к 16 годам лишения свободы мой подзащитный, похищенный из России азербайджанскими спецслужбами пророссийский пожилой талышский ученый Фахраддин Аббосзода только за то, что осмелился поднять голос в защиту уважения идентичности своего древнего талышского народа, права на знание родного языка и истории, уважение обрядов и верований. До него были применены санкции в отношении и иных общественных деятелей талышского происхождения Алиакрама Гумбатова, Новрузали Мамедова, Гилала Мамедова.
Уважаемый читатель, неужели после такой лавины фактов и документов доказанного биологического неприятия иной культуры, геноцидальной идеологии по отношению к автохтонным народам региона, неприкрытой политической армянофобии, грекофобии, русофобии, курдофобии, талышефобии и т.д., неужели у кого-то есть моральное право запретить мученически умершему в тюрьме буквально ни за что, Гарегину Нжде отчаянно воскликнуть об опасности такой философии, ее носителях и необходимости борьбы с таким мировоззрением? Кто может запретить обоснование борьбы за восстановление справедливости и закона, обоснование борьбы с теми, кто вторгся в твой дом, присвоил его, и просто не видит тебя, твоих детей живыми. Кто вправе запретить обоснование борьбы с политикой, культивирующей идею, что твоя вина не в том, что ты плохой, а в том, что ты есть? При всем, при этом, в моем понимании свой гнев, Нжде все же направляет не против этноса, а против апологетов этой человеконенавистнической морали, и ее исполнителей. Он недвусмысленно указывает, что не является сторонником ненависти к другим народам, следовательно, ставит разницу между главарями и населением, следовательно, его эмоциональный клич точно адресован не в адрес народа (многие турки и курды спасали армян, наших детей – это факт), а направлен адресно против апологетов людоедской идеологии неуживчивости с окружающим миром, с иными культурами, и изречение его надо понимать лишь в этом аспекте.
Уверен, что в ХХ веке, такие самобытные личности как Нжде, были у любого народа. Время было такое и рассматривать таких людей и их изречения надо в контексте времени.
Что касается информационного портала «Еркрамас», то предлагаю судить о нем не по «музейной» цитате одного из героев армянского народа, а по содержанию публикуемых материалов, по оценкам авторов ресурса об актуальных вопросах текущего времени. А лицам, инициирующим жалобы и проверки, вероятно, имеет смысл лучше изучать первоисточники. Это совсем нетрудно в наш цифровой век, тем более, все это есть в открытом доступе.
С Уважением
Рубен Киракосян, философ