Накануне в Ереване состоялась презентация двухтомника гениального режиссера документального кино, создатель учения "дистанционный монтаж" Артавазда Пелешяна "Время запечатления".
Мастер кино без слов, "один из немногих подлинных киногениев" по определению легендарного режиссера Сергея Параджанова, идол и учитель признанных корифеев мирового кинематографа в последние годы не балует зрителя своими фильмами, а журналистов – пресс-конференциями.
Щедрый дар Мастера
И сразу такой щедрый подарок – двухтомник, в который вошли статьи, очерки, пресс-конференции, мастер-классы, история творческих встреч и нереализованных проектов Мастера. Книга обобщает лучшие статьи, написанные о Пелешяне кинокритиками всего мира. Для окончательного редактирования книги Пелешян специально приехал в Ереван. Со свойственной ему скрупулезностью он завершил творческий процесс работы над книгой, навсегда запечатлев свое вечное присутствие в киноведении и киноистории.
Книга имеет особое значение еще и потому, что Пелешян очень трепетно и с некоторым недоверием относится к слову. По его собственному признанию, недостатком и в то же время преимущестрвом его фильмов является то, что в них нет слов.
Напомним, что в последний раз Пелешян порадовал читателей книгой "Мое кино", которая вышла в 1988 году. Дебютной же книгой режиссера стала книга "Дистанционный монтаж", изданная в 1974 году. Книги удостоились высокого признания и стали хрестоматийными.
Пелешян: вначале было Кино...
По убеждению Мастера кино возникло раньше других искусств. Просто технически оно проявилось позже.
"Кино имеет особое отношение ко времени. Мы не можем "записать" время, кино просто является его памятью. Кино, таким образом, выступает против времени", - сказал Пелешян.
Комментируя заметку во французской газете, озаглавленную "Пелешян – против времени и слова", он сказал, что это неправильно.
"Это очень ошибочное название. Пелешян слишком незначителен для того, чтобы быть против чудовищного и всесильного времени. Я не могу быть против времени. Это оно против меня. Я и не против слов. Просто я использую мало слов, экономя время зрителя", - сказал Пелешян.
Он считает, что вместо пяти предложений, лучше показать пять образов. И уверен, что время так же могущественно, как и кино.
"Все боится времени, но время боится "могущественного" кино", - сказал Пелешян.
Мастер кино, мыслитель и философ
Министр культуры Армении Асмик Погосян перед презентацией поделилась с агентством "Новости-Армения" своими впечатлениями от книги.
"Мы попытались обобщить творческое наследие Маэстро. Но его книга похожа на его фильмы. Он все время "стирал" написанное, снова монтировал. Я впервые столкнулась с таким творческим процессом. Так работать над книгой мог, наверное, только Пелешян", - сказала Погосян.
По ее словам, двухтомник представляет Пелешяна - человека, киномастера, мыслителя и философа. Потребуются годы, чтобы до конца понять и осознать его мысли во всей их глубине и значимости.
"Он не только оставил культурное наследие, но и предвосхитил будущее. Книга обобщила его жизненный опыт и относится к числу произведений, которые нужно прочитать несколько раз", - сказала Погосян.
Знаменитый армянский композитор Тигран Мансурян, в свою очередь, заявил, что гордится высокой оценкой творчества Пелешяна всемирно известными кинокритиками.
"Любой искусствовед может гордиться такой книгой. В ней обобщено все культурное наследие последних десятилетий в ореоле двух великих имен Параджанова и Пелешяна, особенно в сфере кинематографа. Книга также обобщает путь, пройденный армянским кинематографом, его достижения. Как теоретик кино, Пелешян представил в ней свое инновационное видение кинематографа", - сказал Мансурян.
Надежда умирает последней...
Фильмография кинопоэта Артавазда Пелешяна насчитывает 14 лент, из которых самыми известными являются "Земля людей", "Начало", "Мы и наши горы", "Времена года", "Сибириада", "Жизнь" и "Конец". Обиднее всего, что, как признался мэтр кино в прошлом году, он еще не снял самый главный фильм своей жизни "Opus magnum — Homo Sapiens". Еще обиднее причина, по которой он не может это сделать – отсутствие финансирования.
Но тот факт, что почти после тридцатилетнего молчания Маэстро подарил миру новую книгу, внушает надежду на то, что он снимет и главный фильм своей жизни...
Новости-Армения.