Центр Кавказских исследований МГИМО МИД России, Арцахский государственный университет, Общественная академия наук, культуры, образования и бизнеса Кавказа издали в Москве книгу В.А.Захарова "М.Ю.Лермонтов в Карабахе в 1837 году". Исследование автора посвящено малоизвестному широкому читателю факту пребывания поэта в Шуши во время первой ссылки на Кавказ.
В XIX веке многие русские писатели бывали на Кавказе и описывали его в своих произведениях. Лермонтов прибыл сюда не по своей воле. После дуэли и смерти Пушкина, после написанного Лермонтовым стихотворения "Смерть поэта" разгневанный Николай I велел произвести обыск в квартире автора стихов, затем его арестовали, и дело кончилось переводом корнета Лермонтова в Нижегородский драгунский полк прапорщиком. 10 апреля 1837 года поэт выехал из Москвы в Тифлис, где размещался вышеуказанный полк. До декабря он находился на Кавказе, участвовал в некоторых сражениях. В письме С.Раевскому поэт делится впечатлениями: "... изъездил Линию вдоль, от Кизляра до Тамани, переехал горы, был в Шуше, в Кубе, в Шамахе, в Кахетии..."
В своем комментарии к этому письме Захаров тщательно прослеживает путь Лермонтова во время первой ссылки на Кавказ и убедительно доказывает, что в первой половине ноября 1837г. поэт несколько дней провел в Шуши. Работа исследователя гораздо шире подтверждения вышеуказанного факта, ибо автор подробно описывает общую военно-политическую ситуацию на Кавказе в 30-е годы XIX века, через документальные материалы представляет военачальников того времени, пишет о родне Лермонтова, об ее участии в судьбе сосланного поэта. Кстати, сестра бабушки Лермонтова была замужем за генерал-майором Акимом (Овакимом) Васильевичем Хастатовым (1756-1809гг.), и во время ссылки поэт сдружился с сыном генерала, а вообще со своими армянскими родственниками Лермонтов познакомился еще в 1818 году, когда впервые в 4-летнем возрасте побывал в имении сестры бабушки.
Автор рассказывает о встречах поэта на Кавказе с декабристами (Николай I, снисходя к просьбам, распорядился перевести восьмерых на Кавказ), в Тифлисе Лермонтов в доме знаменитого поэта Александра Чавчавадзе встречается с двумя его дочерьми: Ниной (вдовой Грибоедова) и Екатериной. Вернувшись в столицу, поэт посвящает Екатерине несколько стихотворений...
Особый интерес в работе Захарова представляют архивные документальные материалы о Карабахе, Шуши, о произволе чиновников, ханов и беков в отношении армян. Приведем цитату:
"Вообще жители Карабаха и особенно Шуши изумляются успехам беков, быстро приобретающих имения и превращающихся в помещиков, несмотря на то, что все они в последнюю войну при первом появлении персиян ознаменовали себя изменою, ... и, желая оказать Аббас-Мирзе преданность свою, пробовали сабли свои на головах русских пленных, и которые теперь, осыпанные милостями и обогащенные, угнетают народ, до первого случая измены. Между тем обыватели Шуши, армяне, с глубоким унынием произносят, что преданность их русскому правительству оставлена без внимания, потому что о сем не было доведено до сведения монарха. И действительно известно, что жители Шуши, осажденной в 1826г. полчищами персиян, с величайшим самоотвержением выдержали 50-дневную блокаду. Они, поддерживая ничтожный гарнизон, состоявший из одного баталиона, употребили весь свой скот и хлеб на его продовольствие, и сами лично день и ночь разделяли труды и опасности на крепостных стенах. Жены и дети их приносили им туда пищу и в домах своих приготовляли для защитников оружие, пули... Ни угрозы врагов, ни хитрые обещания не поколебали твердой, героической преданности шушинцев, и за всем тем они остались без всякого вознаграждения, даже без милостивого слова царя..."
Такой была ситуация в Шуши во времена Лермонтова. Смена экономических формаций ни на йоту не изменила положения армян, так и не дождавшихся "милостивого слова царя" (генсека КПСС, президента СССР), а потому взявших собственную судьбу в свои руки. Однако не станем далеко отклоняться от темы и, приветствуя усилия Владимира Александровича, раскопавшего малоизученный штрих биографии Лермонтова, отметим, что автор надеется на то, что исследователи могут найти еще немало архивных документов о пребывании поэта на Кавказе.
Александр ТОВМАСЯН, "Голос Армении"