Позабытая политика Анкары "ноль проблем с соседями" теперь уже (после ухода последнего относительного "голубя" турецкого политического истеблишмента Ахмета Давутоглу) после голосования в германском Бундестаге по резолюции, осуждающей Геноцид армян, окончательно обратилась в свою противоположность. Теперь уже можно смело утверждать: у Турции проблемы со всеми соседями или почти со всеми. Здесь не берется в учет Азербайджан, поскольку ни он, ни Турция не считают друг друга соседями – они братья.
МОЖНО К МЕСТУ ВСПОМНИТЬ И ГРУЗИЮ, ОДНАКО СБЛИЖЕНИЕ С НАТО, а также ускорение евроинтеграционных процессов для Тбилиси на фоне неприкрытого отторжения Европой "чужеродного тела" – Турции, очень быстро приведут к тому, что на поверхность обязательно всплывут пока еще таящиеся в глубине цивилизационные отличия вместе с сопутствующими проблемами.
Многие пытаются представить резолюцию Бундестага по Геноциду как наказание Турции за непослушание во многих вопросах, в том числе и по миграционным проблемам. Однако разделить такой взгляд – это значит не просто принизить цивилизационную ценность Европы, в данном случае ее флагмана – Германии, но и просто не видеть очевидного. Речь идет о той части резолюции, где говорится о вине Германской империи в Геноциде армян и других христианских народов Османской Турции. Согласимся, если следовать такой логике, то трудно объяснить, почему наказывающий кого-то одновременно бичует себя? Конечно, гораздо честнее признать эту часть резолюции Бундестага покаянием, что пока, к сожалению, в Анкаре не осознают.
Недаром, перевернув все с ног на голову, глава МИД Турции Мевлют Чавушоглу написал в своем микроблоге: "Очернять историю других стран безответственными и необоснованными решениями парламента – это не способ прикрыть черные страницы своей истории". А министр юстиции Турции Бекир Боздаг и вовсе попытался пристыдить немцев Холокостом: "Сами в свое время сжигали евреев в печах, а теперь клевещут на турецкий народ, обвиняя в неком геноциде. Не лучше ли вам вначале оглянуться и посмотреть на собственную историю?"
Искать логику в словах турецкого министра юстиции бесполезно. Как говорится, какова юстиция, таков и министр. Уже если подобная, с позволения сказать, юстиция допускает уголовное преследование граждан за дела, которые в тех же европейских странах не считаются даже проступком, достойным административного наказания (например, за невинный перепост в соцстраницах первой красавицей страны записей, якобы оскорбляющих президента страны), то в подобном Зазеркалье и признание собственной вины за содеянное сто с лишним лет назад, конечно, можно характеризовать как "прикрытие черных страниц своей истории".
БОЛЕЕ ТОГО, НЕУДИВИТЕЛЬНО, ЧТО ИМЕННО В ТАКИХ "ЦЕННОСТНЫХ КООРДИНАТАХ" сухой отказ, например, в вопросе Геноцида и должен представляться тестом на дружбу, что и пытался втолковать немцам новоиспеченный турецкий премьер. И если быть честным до конца, то легко вспомнить, что подобное поведение в криминальном мире называется "отмазывать кореша".
Однако Европа и ее безусловный лидер – Германия напомнили о европейских ценностях, а Турция, наоборот, доказала, что она еще страшно далека от уровня, который позволил бы европейцам открыть перед ней двери своего европейского дома.
Примечательно и следующее. Турция также очень старалась повлиять на решение Берлина путем давления на депутатов со стороны немецких избирателей с турецкими корнями. Результат голосования в Бундестаге показал полный провал подобных попыток. Объяснение данному факту очень даже простое. Турецкая община в своей подавляющей части, конечно, является патриотом Турции. И тем самым она желает видеть свою историческую родину такой же, какой они видят свою новую родину Германию, – процветающей, свободной, не боящейся собственной истории, но не такой, какой желает видеть Турцию президент Эрдоган, пытающийся втянуть страну в ее османское прошлое. Наверное, турецкий президент просто не в состоянии понять простую истину: время может течь лишь вперед – его не обратить вспять…
Манвел Гумашян, "Голос Армении"