Гарегин Нжде был не только великим полководцем, но и великим мыслителем, иные высказывания которого должны стать жизненным кредо каждого армянина. Одно из них о нашем национальном единстве. И действительно, когда мы едины, представляем собой грозную и несокрушимую силу.
Что же происходит сегодня? Нас разъединяют насаждаемые из-за рубежа религиозные секты, обилие партийных организаций, устоявшиеся в стране коррупция и социальная несправедливость. Бессмысленно в одиночку вести борьбу с ними, необходимы усилия всего народа и государства.
Ошибочно полагать, что сектантство – сравнительно новое явление в Армении. В прошлом году в честь 80-летия со дня рождения поэта О.Шираза гюмрийская мэрия опубликовала его величественную поэму "Тондракийцы" в авторском варианте.
ОНА БЫЛА ОПУБЛИКОВАНА И В СОВЕТСКИЕ ГОДЫ, НО СО ЗНАЧИТЕЛЬНЫМИ сокращениями и изменениями, приведшими к тому, что тондракийцы предстали читателю первыми революционерами на всем советском пространстве, восставшими против Армянской церкви и светской власти.
А дело было так: в VII-VIII вв. Армению сотрясали народные волнения, развернутые тондракийцами против государственной религии. Тогда Патриарху Армении Ованесу Одзнеци пришлось рассылать послания, частные письма, встречаться с людьми на местах, чтобы привести народ к единой вере.
Другой пример. В начале 1980-х годов в Ленинакане неожиданно объявилось сразу несколько сект, только одна из них имела собственное помещение, где проводились проповеди, выступления и хоровые песнопения. А нынешнее обилие сект в Армении (их уже более 150) церковнослужители объясняют социальными условиями жизни. Не спорю, но все же возникает вопрос: почему среди сектантов много тех, кто легко обеспечивает свои семьи необходимым? По-видимому, все дело в охмуреже.
Первым тогда выступил глава секты: "Братья и сестры, воздадим хвалу Богу, давшему сотрудникам горисполкома столько ума, что они наконец-то догадались предоставить сестре (такой-то) трехкомнатную квартиру". Возгласы: "Слава тебе, Господи, слава!" Предоставляю вам комментировать данный эпизод.
РЕЛИГИОЗНЫЙ НАТИСК НА НАШУ СТРАНУ МНОГОКРАТНО УСИЛИЛСЯ в течение последних десятилетий. Почему? Чтобы добиться поставленных целей, заинтересованные организации финансируют абсолютно все секты в виде грантов, причем размер финансирования зависит от количества членов секты, вот почему в общественных местах и в частных домах идет интенсивный охмуреж населения. После вступления в секту люди благотворительностью и инакомыслием отторгаются от ААЦ и государства.
Членство в иных сектах таит в себе угрозу для жизни человека. Приведу примеры. В одной гюмрийской школе умерла молодая учительница, оставив после себя двоих малолетних детей. Выяснилось, ее можно было спасти, но муж и ее родители (иеговисты, люди с высшим образованием) запретили ей обращаться к врачам.
Одна моя дальняя родственница малолеткой попала в секту. По-видимому, там она стала свидетельницей чего-то страшного, пережила стресс, с тех пор она сторонится людей, днями не выходит из своей комнаты.
Естественно, с сектами необходимо вести решительную борьбу. В странах первой величины это возможно: для этой цели государством выделяются огромные финансовые средства, во Франции, например, запрещена деятельность секты "Свидетели Иеговы", но достаточно нам последовать примеру Франции, как тут же европейские страны заголосят, что в Армении нарушается свобода совести, вероисповедания, мысли и слова.
По многим причинам это невозможно и на уровне ААЦ, хотя многие гюмрийцы утверждают обратное, более того, считают, что этим делом в первую очередь обязана заняться церковь. Впрочем, у всех в памяти наше недалекое прошлое: до 1920 года во всех селах и городах Армении были действующие церкви (в Гюмри их было 7), в советские годы они использовались не по назначению, служили зернохранилищами, местами -для содержания скота, поэтому разрушались или их разрушали (в 20-х годах смогли взорвать лишь один купол Аменапркич, а потом "одумались", стали эту церковь использовать в качестве филармонии, другую церковь приспособили под планетарий). Из сказанного следует, что даже сегодня, на исходе 25-летия со дня независимости, ощущается острая нехватка церквей и их служителей, борьба же с сектами требует полномасштабных усилий.
ААЦ НЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ОРГАН, ЧТОБЫ ЧТО-ТО ЗАПРЕЩАТЬ, для возвращения в ее лоно заблудших необходима специальная подготовка кадров ААЦ, но молодежь не слишком стремится в духовные семинарии: учиться в них трудно, а с 1920 года прервалась династийная связь поколений. Однажды спросил деда Левона, как он стал священником. Выяснилось, что в нашем роду все Геворки и Левоны в обязательном порядке становились священниками. Для этого их отцы готовили своих сыновей к служению Армянской церкви с малолетства.
Если политические партии нас разъединяют, однако все они по-своему ратуют за интересы нашего народа, то секты не только разъединяют нас, но и враждебны к нашим национальным интересам. Надо без оглядки на советчиков запретить в Армении деятельность таких сект, как "Свидетели Иеговы", "Мормоны", "Церковь пришествия Духа", "Крещенский", "Слово жизни", а также те антирелигиозные организации, которые таят в себе угрозу для жизни людей, - сатанисты, эмоны... После их ликвидации можно объединенными усилиями свести деятельность всех сект на нет.
Юрий АРУТЮНЯН, собкор "ГА" в Шираке
"Голос Армении"