Еще с древних времен армяне отмечали 10-11 августа Навасард - языческий Новый год. И хотя, официальной религией современной Армении является христианство, однако многие жители с удовольствием празднуют и Навасард – праздник, богатый интересными обычаями.
Между тем, как рассказал руководитель общественной организации "Развитие и сохранение армянских кулинарных традиций" Седрак Мамулян, в этом году Армянская Апостольская церковь запретила отмечать этот языческий праздник.
"Праздник Навасарда отмечают в Армении на протяжении долгих лет. С 2011 года мы присоединились к организациям, которые ежедневно проводили праздник в Армении, дополнив кулинарную часть Навасарда. Навасард и Тонратон - так мы назвали этот праздник", - отметил во вторник в ходе пресс-конференции Мамулян.
Он подчеркнул, что в 2011 году в Армении праздник Навасарда отпраздновали с большим размахом. "Мероприятие состоялось 11-го августа селе Цахкунк, где специально для торжеств было построено 8 тониров. На следующий год мы снова организовали праздник в этом селе, но тогда уже появились серьезные препятствия", - добавил Мамулян.
По его словам, организаторы пожелали поменять дату праздника и изменить его название на Тонратон.
"Стало ясно, что люди воспринимают само название "Навасард" отрицательно. В 2012 году праздник пришлось отмечать кое-как, а в последующие годы празднование было чисто символическим. На празднике отсутствовало основное блюдо, символизирующее праздник – "кашика" (пшеничная каша с курицей или бараниной)", - отметил Мамулян.
Он рассказал, что еще с прошлого года началась подготовка к проведению Навасарда в селе Тандзатат, прилежащем к Татевскому монастырю. "Казалось бы, все договоренности были достигнуты, тем не менее, праздник был отменен. В последний момент нам дали понять, что Церковь против мероприятия", - добавил он, отметив, что причину подобной позиции ААЦ узнать не удалось. По его словам, туристические организации, и люди, небезразличные к армянской истории восприняли программу мероприятия с большим воодушевлением, так как намечалось провести двухдневное мероприятие с ночевкой, что, в частности, вызвало большой интерес у туркомпаний.
"С одной стороны, у нас говорят, что туризм является одной из приоритетных сфер в экономике нашей страны, тем не менее, нам не удалось реализовать уникальное с точки зрения туристического результата мероприятие. Хотим мы или нет, наш народ на протяжении 5 тыс. лет отмечал этот праздник, как Новый год. Это народный праздник", - добавил Мамулян.
Он подчеркнул, что организация была полностью готова к празднованию Навасарда, мобилизировав коллег из Сюникской области и другие организации.
В свою очередь астролог-эзотерик Гурген Ованнисян добавил, что Навасард играет важную роль в истории армянского народа.
"В свете нынешних космических процессов очень важно правильное восприятие национальных обычаев, ритуалов и всего того, что связано с нашими истоками. В армянской действительности наблюдаются довольно крайностные проявления национальных традиций. С одной стороны полное пренебрежение ими, с другой фанатичное, неосознанное проявление некого национализма", - отметил Ованнисян.
Он подчеркнул, что Навасард - это не только победа Айка над врагом, но и важный этап самосознания армянского народа.
В 2492 году до Рождества Христова именно 11 августа, как утверждают древние армянские хроники, прародитель армян Айк победил Бэла, открыв возможность своим потомкам для свободного существования и развития. По преданию, Айк Ахехнавор (Айк-Лучник), вошедший в историю как Айк Наапет (патриарх-родоначальник армянского народа, основатель царской династии Айказуни), разбил в сражении Дюцазнамарт (юго-восточнее озера Ван, среднее течение реки Айоц-дзор) войска ассирийского тирана Бэла и положил начало будущему армянскому государству.
А еще 11 августа по древнему армянскому календарю является первым днем Нового года.
Навасард был посвящен 7-ми армянским языческим богам: Арамазду – верховному армянскому богу, Анаит – верховной богине, Астхик – богине воды, Нане – богине войны и мудрости, Ваагну - богу войны, охоты, огня и молнии, Михру - богу солнца, небесного света и справедливости и Тиру – богу письменности, мудрости, знаний, защитнику наук и искусства.
По приданию, в этот день боги спускались на землю, купались в священной реке Арацани и потом наблюдали за празднеством из заснеженных гор. Люди должны были угодить богам, чтобы праздник прошел благополучно, поэтому они приносили им в жертву зерна пшеницы, кровь домашних животных и проводили другие обряды и ритуалы.
Новости-Армения