На первый взгляд, такой вопрос не уместен. Как говорится, "где Кура, где мой дом". В смысле, где военная база Инджирлик, в котором, собственно, и расположен запас американских водородных бомб В-61, а где армяно-турецкая граница (более 1000 километров).
Однако наблюдающееся с недавнего времени нездоровое шевеленье вокруг этих самых американских ядерных боеголовок, хранящихся в Инджирлик, вполне может внести определенные коррективы к политическим подходам к данной проблеме.
Дело в том, что в последние дни западные масс-медиа все чаще вспоминают о тех самых 50 ядерных зарядах, которые хранятся в Инджирлике.
Сначала говорили о том, что необходимо усилить охрану этих зарядов, поскольку база, предоставленная американской военной авиации и НАТО, расположена всего в 100 километрах от сирийской границы, где полным ходом идут активные боевые действия. Опасение более чем оправданное, особенно если учесть, что на данном участке сирийско-турецкая граница на самом деле напоминает решето. Официальная Анкара еще в прошлом году несколько раз официально заявляла, что самостоятельно не может установить тотальный контроль над каждым километром этой, достаточно протяженной, территории.
Нельзя забывать, что вооруженные формирования разнообразнейшего толка (в том числе и те, которые Советом Безопасности ООН официально признаны террористическими) достаточно легко пересекают эту границу.
В этой связи можно предположить, что у кого-нибудь из полевых командиров вполне мог возникнуть соблазн попробовать напасть на базу и стать обладателем трофея, способного как минимум поставить на уши полмира. Тем более, как оказалось после неудачной попытки военного переворота в Турции, особо серьезных мер по защите американского ядерного арсенала в Инджирлике не предусмотрено.
Настолько, что под стенами военной базы не раз проводились многочисленные митинги и демонстрации. А недавний пожар, перекинувшийся на территорию базы от соседнего леса, тушили несколько дней. Причем до сих пор еще существуют серьезные опасения, что пожар был, так сказать, рукотворный… Скажем так, кто-то пытался нащупать слабину в охране авиабазы.
В общем, получается так, что в ста километрах от границы с Сирией, именно там, где уже четвертый год идут ожесточенные бои, расположен арсенал с 50-ю ядерными бомбами. Одна из западных газет назвала подобное состояние дел откровенным соблазном для террористов. "Словно костью дразнить собаку", высказался один из экспертов.
Однако и это еще не все. Ни в коем случае нельзя забывать, что в самой Турции, в юго-восточных районах страны, идет откровенная гражданская война. Правда, официальная Анкара называет ее антитеррористической операцией, но армянам, например, живущим недалеко, по нашу сторону границы, от этого не легче.
Ну а если возможностью завладеть американским ядерным арсеналом (да хотя бы лишь одной В- 61) соблазнятся не действующие в Сирии террористы, а воюющие с турецкой регулярной армией неподалеку от наших границ курдские ополченцы? Они свою боеспособность, кстати, доказывали не раз и не два, верно?
Помнится, где-то год тому назад курдские ополченцы заложили взрывчатку в полицейский броневик в Игдире. Прямо на дороге по склону Арарата рвануло так, что во многих сельских домах по нашу сторону армяно-турецкой границы выбило стекла.
Фактически, есть возможность, пользуясь наличием фронта, провести операцию в Инджирлик так, чтобы у мирового сообщества подозрение в первую очередь пало бы именно на террористов, бесчинствующих в Сирии, а не на курдских повстанцев, воюющих с турецкой регулярной армией. Могли бы курдские отряды на подобное пойти? Думаю, да.
Правда, эксперты утверждают, что, даже завладев ядерным зарядом, дезактивировать его неспециалистам будет практически невозможно. Полноценного ядерного взрыва в любом случае не произойдет. Случится лишь очень мощный, хоть и обыкновенный взрыв, и активное заражение большой территории (речь о десятках тысяч гектарах). Но, знаете, если курдским ополченцам это удастся, то Армении, причем всей, от этого будет не легче.
Поэтому думаю, что в данном случае внешнеполитическому ведомству Армении следовало бы уже давно, как говорится, "еще вчера", выступить с какой-то определенной инициативой. Получается, ядерным оружием в регионе владеет страна — США, которая на самом деле расположена очень далеко. И данное обстоятельство никоим образом не является дополнительной гарантией того, что американские солдаты, охраняющие ядерный арсенал в Турции, готовы сложить головы, но не допустить, чтобы атомная бомба попала бы в руки злоумышленников или террористов.
Это наихудший вариант развития событий с американским арсеналом, хранящимся на военной базе. Однако полностью исключать подобного развития событий не стоит. В последнее время жизнь доказала, что в подобных случаях ситуация развивается именно в наихудшем направлении.
Видимо, сами американцы тоже об этом подумали, поскольку недавно в масс-медиа просочилась информация, что как минимум 20 из 50 ядерных боезарядов В-61 вывезены из Инджирлика. Вероятнее всего, в натовскую военную базу Девеселу в Румынии.
Правда, официальный Бухарест сегодня категорически опроверг информацию о том, что их страна стала пристанищем для американского ядерного оружия, однако следует помнить, что еще во времена Варшавского договора Румыния буквально мечтала обрести статус ядерной державы.
Так что не исключено, что заявление румынского МИД сделано всего лишь для отвода глаз. А часть американского ядерного арсенала действительно получила временное или постоянное пристанище именно в этой стране.
Арман Ванескегян, http://ru.armeniasputnik.am