Говорят, история не приемлет сослагательного наклонения. Но почти все народы на планете считают, что у них был свой альтернативный путь развития, который привёл бы их к процветанию, если бы не мешали "вражеские" народы.
Это наиболее остро проявляется сегодня у народов бывшего Советского Союза, в частности на Кавказе. Однако, слава Богу, искусственно насаждаемая извне русофобия на Кавказе не имеет почвы и, стало быть, не имеет перспективы. История свидетельствует, что у нынешних приверженцев идеи единения кавказских и русского народа в рамках одного государства были предшественники из числа видных деятелей Кавказа, всегда подчеркивавшие ведущее место России, её исторически оправданную определяющую роль в регионе.
К ним принадлежит и легендарный руководитель освободительной борьбы народов Кавказа против османских поработителей генерал русской армии Андраник Озанян, вошедший в историю под именем Андраник Сасунский, по созвучию с именем героя армянского эпоса Давида Сасунского. Он был выдающимся деятелем антитурецкого сопротивления не только на Кавказе - православные народы Балканского полуострова с именем Андраника связывают участие армянского добровольческого отряда в Балканской войне 1912 года, которую вели Сербия, Греция, Болгария и Черногория против османского ига.
Особую роль в судьбе Кавказа Андраник Сасунский сыграл в период Первой мировой войны. Как известно, с началом войны на Кавказском фронте русская армия под командованием генерала Воронцова-Дашкова наголову разбила турецкие войска и вышла на южный берег озера Ван. Но 18 (31) декабря 1917 г. между Советской Россией и Турцией было заключено перемирие, и начался массовый отход русской армии: бросая тяжёлое военное снаряжение и боеприпасы, войска беспорядочно отступали к границе. Этим-то и поспешила воспользоваться Османская империя. Нарушив перемирие, 12 февраля 1918 г. турецкие войска начали наступление на Эрзерумском, Ванском и Приморском направлениях.
По данным, приведённым известным военным историком К.А. Залесским в книге "Первая мировая война. Правители и военачальники", в наступлении Османской империи участвовали все войска Кавказского театра военных действий в составе трёх армейских корпусов и шести дивизий, насчитывавшие около 100 тысяч человек.
В арьергарде отступающей русской армии шла дивизия Андраника Сасунского, насчитывающая всего четыре тысячи человек, среди которых были офицеры и солдаты русской армии, донские и кубанские казаки, а также добровольцы-армяне и представители других православных народов. На тот момент она была единственной реальной организованной силой русской армии, способной сдержать натиск турецких войск.
Обстановка на самом Кавказе в тот период была исключительно сложной. Против отступающей русской армии выступили не только регулярные турецкие войска, но и спровоцированные пан-тюркской пропагандой местные силы.
8 января 1918 г. азербайджанские мусаватисты организовали у станции Шамхор близ Гянджи резню отступающей русской части, в которой погибли более пяти тысяч солдат и офицеров. Если бы не вмешательство Андраника Сасунского Гянджийский инцидент мог бы и повториться. Известен факт, что в марте 1918 г. в Тифлисе Закавказским сеймом обсуждался план разоружения отступающих русских войск.
Положение спас именно генерал Андраник, который, обращаясь к участникам этого совещания, сказал: "Как же вы смогли принять столь поспешное и пагубное решение, не думая о результатах?.. Кто вы такие, чтобы разоружать русского солдата?.. Россия оставила нам огромное количество боеприпасов, продовольствие и обмундирование. Мы не нуждаемся в нескольких ружьях, мы нуждаемся в их дружбе... наш единственный друг - это Россия. Вы своим пагубным решением хотите отдалить её от нас!"
И после изменения социального строя в России и установления Советской власти он не предал русский народ. Как известно, именно Советская Россия издала декрет "О Турецкой Армении", в котором впервые армянскому народу было дано право на самоопределение. Однако вскоре большевики пошли на сговор с Ататюрком и заключили такой договор, согласно которому Турция забрала не только всю Западную Армению, но и часть Восточной.
В радиограмме от 14 июня 1918 г., направленной С.Г. Шаумяну - Чрезвычайному комиссару по делам Кавказа Советской России, генерал Андраник уведомляет: "Нахичеванский уезд, где в настоящее время нахожусь я со своим отрядом, объявил себя неотъемлемой частью Российской Республики. Прошу объявить, кому следует, что я со своим отрядом с сегодняшнего дня нахожусь в распоряжении и подчинении Центрального Российского правительства.
Вступлению турецких войск в пределы Нахичеванского уезда постараюсь воспрепятствовать. Жду ответа и распоряжения. Генерал-майор Андраник".
Впоследствии, комментируя это историческое решение, он писал: "...в эти дни я почувствовал, что единственно только русская сила, дружественные отношения с русскими могли смягчить всеобъемлющую боль моего народа. Исходя именно из этой перспективы, я и направил эту телеграмму, сообщив московскому правительству, что я и моя армия и мой народ искренно преданы русским".
Пророчески звучит в настоящее время высказывание Андраника в адрес тех политических деятелей, которые, как кое-кто и сегодня, в то время заявляли: "...русские ушли и больше не вернутся". Он писал: "Для России Кавказ имеет большое стратегическое и экономическое значение. К сожалению, вам кажется, что истерзанная внутренними противоречиями Россия мертва и не придёт в себя даже через 50 лет... но спустя всего несколько лет мы почувствуем силу России. Она станет более могущественным и более сильным государством, чем была до 1914 года. Мои последние требования и просьба к вам - обращайтесь к русским по-хорошему, остерегайтесь проявления какой-либо враждебности к ним на этом, окружённом врагами участке земли... На протяжении многих дней, недель и месяцев я часто задавался вопросом: действительно ли русские ушли навсегда, вправду ли, что ушли и не вернутся, и что Кавказ останется предоставленным собственной судьбе... И когда я снова задаю эти вопросы, не могу поверить, что русские умерли для нас, ушли навсегда. Начиная с 1827 года и до 1917 года русское государство пожертвовало 700 тысячами своих воинов, кровью которых окрашен каждый камень, да и вся земля Кавказа... Мысленно перебирая всё это, я всё больше убеждаюсь в том, что Россия не может оставить Кавказ".
В настоящее время в русской философской и политической мысли получает распространение термин "андраникизм", который уже приобретает значение символа, отражающего идею общности судьбы народов Кавказа и русского народа. Андраник Сасунский с полным основанием мог сказать о себе: "Я признаю только одну нацию - нацию угнетенных. Там, где угнетенные, там и мой меч".
Печально, конечно, что в роли угнетенных как в начале XX века, так и сегодня оказываются православные народы Балкан и Кавказа, судьбу которых решают люди, не знающие ни истории, ни культуры этих народов.
России и сегодня нужны духовные потомки Андраника, и не только на Кавказе... Они могли бы без лукавства пояснять своим "гордым" землякам, что у них была единственная историческая альтернатива -быть рабами османских варваров или вовсе безнаказанно уничтоженными, как это случилось с населением Византии и Западной Армении, или быть свободными под защитой русских штыков.
Уповая на милость Божию, мы надеемся, что все сделанное нашими предками и трудами таких деятелей, как Андраник Сасунский и его воины, укрепит дружбу русского и армянского народов.
Александр Борисович ПУПКО, полковник в отставке
Журнал "Русский дом"
ОБ АВТОРЕ: Пупко Александр Борисович (р. 03.05.1937)
Специалист по социальной философии и политологии; доктор философских наук, профессор
Род. в Одессе.
В 1958 окончил Киевское высшее инженерное радиотехническое училище войск ПВО страны по специальности инженера по радиолокации.
Служил в Одесском и Ленинградском военных округах на должностях, связанных с системами автоматизированного управления войсками.
В 1968 окончил адъюнктуру при кафедре философии ВПА.
Кандидатская диссертация: "Философские проблемы военной кибернетики" (1969);
Докторская диссертация "Соотношение человека и военной техники в вооруженной борьбе. Методологический анализ" (1981).
До 1989 года работал преподавателем, а впоследствии старшим преподавателем ВПА.
С 1985 по 1987 служил в Афганистане в качестве военного советника в Военном университете Харби - Пухантун.
Основное внимание в своей научной деятельности уделял проблеме методологии анализа взаимосвязи человека и военной техники в системах средств вооруженной борьбы. На основе системного анализа им исследовался механизм связей и отношений, существующих между элементами системы "человек-военная техника". Главной задачей была разработка путей оптимизации системы связей и отношений между элементами системы "человек - военная техника" с целью повышения их использования в процессе решения конкретных задач.
Соч.:
Соотношение человека и военной техники в вооруженной борьбе. М., 1974;
Человек и техника в автоматизированных системах управления войсками. М., 1976;
Система: человек и военная техника. М., 1978;
Сущность средств и способов вооруженной борьбы и закономерности их развития. М., 1982.