Предисловие
В последнее время особое внимание начинает привлекать жизнь и деятельность Андраника Сасунского. Особенность этого интереса заключается в том, что его жизненный путь во многом помогает нам понять современную историю. Его идеи для нас не только поучительны, но и обнаруживают свое великое благотворное влияние.
Существенно, что ключевым моментом является найденная емкая формула, выражающая в синтетическом виде воздействие идей и деяний Андраника Сасунского на современность. Эта формула есть андраникизм. Основные черты, основные принципы и наставления Андраника Сасунского представлены в статье Н.М.Севериковой «Андраникизм как Византистская идея». Хотелось бы подчеркнуть три выдающиеся особенности личности Андраника Сасунского: 1. Высочайшее напряжение духовной воли, целиком устремленной на благодеяние людям. 2. Удивительная энергия Андраника Сасунского в проявлении его усилий по сплочению людей. 3. Его преобразовательная деятельность, направленная на коренное изменение всех сфер жизни людей. Эти черты характера Андраника Сасунского прекрасно показаны Н.М.Севериковой в статьях, посвященных ему: «Его душа болела за всех обездоленных: и классово-эксплуатируемых, и подвергающихся расовой дискриминации, и уничтожаемых за национальную и религиозную принадлежность» (см.: Н.М.Северикова. «Солдат нации угнетенных» // Специалист. 2005. №6. С.35). Однако человеколюбие Андраника Сасунского основывалось не на абстрактных просвещенческих принципах «прав человека и гражданина», а имело конкретное и, в силу своей конкретности, универсальное значение. «Следует заметить, что в идее «солдат нации угнетенных» выражено кредо византистского мировоззрения в целом, великий универсализм византизма, его всечеловеческий характеру) (см.: Н.М.Северикова. «Андраник Сасунский и наша эпоха // Исторические науки. 2005. №4. С.50).
Нельзя не согласиться с Н.М.Севериковой в том, что вся деятельность Андраника Сасунского была напрямую связана с византизмом.
Н.М.Северикова рассматривает византизм не только исторически, но и теоретически, выявляя в нем те онтологические начала, которые, объясняя прошлое, помогают понять настоящее и научно прогнозировать будущее. Такой подход однозначно является историософским по своей направленности и метафизическим по своему содержанию. Сложность этого подхода не только обусловлена трагической прерванностью византийской традиции в России, но и необходимостью восстановления прерванной исторической связи времен и преодоления негативных явлений в жизни общества. Обоснованием византизма разрывается порочный круг современного мировоззрения и искусственно навязываемой пагубной дилеммы «или либерализм или евразийство», когда общество заставляют выбирать между плохим и очень плохим, обрекая его на дальнейшую деградацию.
Возвращение к византизму - это и есть возврат к своим истокам. Тем самым окончательно преодолевается нигилизм, восстанавливается утраченное величие России и исповедуемый ею универсализм как открытость для всего мира.
На наш взгляд, очень позитивным является выделение Н.М.Севериковой в историческом развитии византизма трех личностей, трех выдающихся деятелей: Константина Великого, К.Н.Леонтьева и Андраника Сасунского. В этой триаде, в этой симфонии личностей раскрывается многосторонняя сущность византизма, его огромные возможности дальнейшего творческого развития.
В трудные годы начала XX века Андраник Сасунский утвердил своей деятельностью животворные принципы развития общества на византистских началах. Раскрытию идей визан-тизма и проведения византистской линии в андраникизме и посвящена статья Н.М.Севериковой.
Федоров В.М., доктор философских наук, профессор, заместитель заведующего кафедрой онтологии и теории познания МГУ по научной работе.
* * * * *
«Всякое великое событие в жизни какого-либо народа превращается в социальное представление, которое продолжает жить и развиваться в нем; всякая великая личность, иногда еще при жизни, канонизируется в бессмертном образе народного героя. И в такой канонизации, в своем социальном представлении, великие личности и великие события истинно переживаются и усвояются всем народом, становятся его историей, пребывающими элементами или факторами общего сознания. История народа превращается, таким образом, в его откровение, иногда в библию: и такое откровение народа нередко значительнее, историчнее самой действительности тех случайных, давно минувших событий, которые послужили ему остовом».
С.Н. Трубецкой. О природе человеческого сознания.
Рассуждения великого русского философа С.Н. Трубецкого являются ключом для историософского понимания заявленной нами темы, посвященной личности одного из великих людей XX столетия - Андраника Сасунского. Отдавая должное незаслуженно оказавшемуся в тени народному герою, мы рассматриваем его личность как воплощение идеи византизма, ставшей сегодня актуальной, даже судьбоносной для России, поскольку и судьба России, и будущее нации связаны с реализацией этой идеи.
А ведь византизм всегда был «источником, откуда русский народ пил веками, почти не имея ничего другого» [1], - утверждает другой великий русский философ П.А. Флоренский. Однако о византизме, как наиболее адекватной форме исторического христианства, призванном сыграть главнейшую роль в деле социального обустройства человечества, в течение многих десятилетий было не принято даже упоминать.
В настоящее время достоин также удивления факт возникновения нового в философско-политической науке понятия андраникизм, связанного с жизнью человека, деятельность которого прекратилась еще в 20-е годы XX века. Длительный период замалчивания его славных деяний закончился: сейчас возник непреходящий интерес к осмыслению личности Андраника Сасунского, к его деятельности, направленной на переустройство мира на началах добра и справедливости.
Сама жизнь и деятельность Андраника Торосовича Озаняна - русского генерала, известного под боевым псевдонимом Сасунский, столь поучительны, что стали достоянием всего человечества, а его политические взгляды, философская концепция развития человеческого общества, мировоззренческие позиции послужили основанием для создания понятия «андраникизм» - уникального явления нашего времени. Не каждый ученый становится свидетелем рождения нового термина - нам же довелось. П.А. Флоренский назвал термин «продуктом исторического культурного творчества» [2]. Действительно, термин - это обобщение выявленных закономерностей и фактов в результате познавательной деятельности человека. Термин андраникизм приобретает сегодня не только геополитический, но и исторический и философский смысл. Его исключительная актуальность в том, что в нем заложено кардинальное решение особенно острой для России «кавказской» проблемы. Андраникизм - это не имперская политика России давних, ермоловских времен и не подчинение народов Кавказа диктату более сильной стороны, а отношения, построенные на основе нерушимой дружбы между русским и кавказскими народами, их единение с целью установления прочного мира на соборных началах. Рассмотрению аспектов термина андраникизм посвящены статьи ряда авторов.
Так, Я.Ястребов в андраникизме видит альтернативу мюридизму и ваххабизму, идеология которых неприемлема для тех, кто искренне стремится к единству народов; а С.В.Волков предлагает рассматривать андраникизм в качестве альтернативы «шамилизму». По мнению А.Б.Пупко, термин андраникизм приобретает значение «идеологического символа общности судьбы Кавказа и России» [3].
И все же, думается, понятие андраникизм применимо не только к решению «кавказской» проблемы. В переживаемый нами период значение андраникизма все более расширяется, уясняется новая шкала ценностей, в которой, без сомнения, андраникизм займет подобающее ему место.
Расширительное значение андраникизма наши ученые воспринимают как аксиому. Близкий пример: К.А.Залесский, размышляя о «кавказском вопросе», соединяет в одно целое два понятия - андраникизм и византизм, противостоящие идее пантюркизма, осуществление которой привело бы к полной утрате позиций русских на Кавказе. Андраникизм - применительно к Кавказскому региону - «необходимо характеризовать как византизм», утверждает ученый [4]
Фактически, идеологию византизма Андраник Сасунский разрабатывал на протяжении всей своей жизни, и не только словом, но и делом последовательно утверждал принципы византизма, ставшего «философией морального и физического выживания духовно родственных православных и восточноправославных народов» [5]. Недаром греческий политолог X.Политидис и современный ассирийский ученый И.Зая, а также директор Московского историко-политологического центра И.Артемов называет Андраника Сасунского «рыцарем византизма», осознававшего «общность судеб народов Византийской Ойкумены» и пропагандировавшего «необходимость их совместной борьбы за свое выживание» [6]. В книге «100 великих героев» историк В.А.Шишов связывает византистские воззрения Андраника Сасунского с его убеждениями в сохранении «целостности России» [7]. Утверждением «рыцарь византизма» ученые подчеркивают величие Андраника Сасунского как деятеля вселенского масштаба.
Андраник Сасунский называл себя «солдатом нации угнетенных» - в этих трех словах заключена главная мысль и андраникизма, и породившего андраникизм византизма. «Солдатом нации угнетенных» он стал еще в свои юные годы. Он рос на земле, 600 лет страдавшей под игом Османской империи. Знакомясь с древней культурой родины и историей, юноша зачитывался ее героическими страницами. Любовь к простому трудовому народу сочеталась у него с лютой ненавистью к угнетателям и к тем «скаредным богачам, душа которых оставалась запертой в бумажнике даже в дни всколыхнувших мир трагических событий» [8]. Идея борьбы за родину, за спасение народа стала для него священной целью жизни. Его путь борца сопротивления всяческому угнетению начался в 17 лет - путь, на котором у него не было поражений, но свершались блестящие победы, каких не знала история освободительных войн.
Рожденный в пламени народных страданий, Андраник Сасунский появился на политической арене в самый трагический период истории Православного Востока. Имя Андраника еще при его жизни заняло место рядом с великими именами прошлого. Он как бы вышел из рода Давида Сасунского - прославленного героя армянского народного эпоса, но по степени своей исторической значимости Андраник Сасунский даже превосходит роль его легендарного земляка.
Основные моменты героического пути Андраника Сасунского связаны с борьбой против турецких поработителей, подвергавших жестокому преследованию и массовому геноциду все православные народы - армян, езидов, ассирийцев, греков, болгар, сирийских христиан... В этой борьбе он стойко сохранял идею византизма, стремясь к устроению нового мира для всех народов - справедливого и созидательного, мира всеобщего братства на земле.
Идея братства, единства была положена им в основу взаимоотношений между народами различных национальностей: «Мы все дети одной Земли» [9], - говорил он. Люди, по мнению Андраника Сасунского, должны, как братья, поддерживать друг друга в борьбе против угнетателей. Эта мысль не раз звучала в выступлениях полководца в период Балканских войн. В 1921 году был провозглашен его призыв прийти на помощь понтийской части греческого народа в деле освобождения его от многовекового турецкого насилия: «Помоги своему Великому Христианскому Брату Востока, чтобы и он помог тебе быть... Пусть тебе будет примером единство всего греческого народа... Предпочтительнее смерть, чем утрата достоинства нации» [10]. Андраник Сасунский считал, что в критической ситуации византийские народы могут надеяться только друг на друга, поэтому борьбу армянского и езидского народов против деспотии Османской империи он рассматривал как звено общей борьбы всех угнетенных народов, в том числе и турецкой бедноты. Однако турецкий народ, одурманиваемый своими хозяевами, оказывался в их руках безропотным орудием. Так что турецкий геноцид по отношению к армянам, грекам, ассирийцам, езидам, болгарам «веками планомерно подготавливался и осуществлялся всеми структурами власти Оттоманской империи ... воспитывался в турецком народе как поощряемая норма жизни» [11].
Борьба против турецкого гнета приобретала уже планетарный характер, и сплочение рядов борющихся стало первостепенной задачей полководца. Большое значение он придавал тесным, братским отношениям, связывающим «на поле брани» армянских воинов и русских казаков.
Встав на защиту свободы угнетаемых народов, Андраник Сасунский заявил: «Я не националист, я признаю только одну нацию - нацию угнетенных. Там, где угнетенные, там и мой меч» [12]. Пример Андраника Сасунского - лучшее доказательство того, что «подлинно общечеловеческое и всечеловеческое достижимо не отрицанием национального, а, напротив, через обращение к собственным истокам, к своим лучшим традициям» [13]. Его слова: «Я -солдат нации угнетенных» - не просто фраза. Здесь выражена сущность византистских взглядов Андраника Сасунского, душа которого болела за всех обездоленных: и классово-эксплуатируемых, и подвергающихся расовой дискриминации, и уничтожаемых за национальную и религиозную принадлежность. Именно поэтому многие народы - армяне и езиды, греки и ассирийцы, болгары и сербы - называли Андраника Сасунского своим вождем в их справедливом деле освобождения от любого деспотизма.
Следует заметить, что в идее «солдат нации угнетенных» выражено кредо византистско-го мировоззрения в целом, великий универсализм византизма, его всечеловеческий характер.
***
Как известно, падение Византии привело к непредвиденным, по сути катастрофическим последствиям, о которых пишет К.А.Залесский [24]. Действительно, с появлением новой силы - Османской империи - всемирная история изменила свое течение, произошел окончательный раскол некогда единой, могущественной цивилизации, на планете возникла болевая точка - Восточный вопрос, где в продолжение нескольких веков постоянно сталкивались интересы государств Запада, Османской империи и России.
От решения Восточного вопроса, - пишет К.А.Залесский, - «зависела прямым образом судьба России», исповедуемого ею византизма и «реализация идей византизма во всемирном масштабе» [25]. Эта задача оказалась по плечу деятелю, масштабность личности которого, его значимость в истории человечества еще предстоит оценить исследователям, однако уже сейчас его именем названо явление, доселе не имевшее прецедента, - андраникизм.
Северикова Н.М., кандидат философских наук, научный сотрудник Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова.
Вопросы гуманитарных наук, № 6, 2005
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Флоренский П.А. Православие// Собр. соч.: В 4 т. Т.1. 1994. С.642.
2. Флоренский П.А. У водоразделов мысли (Черты конкретной метафизики)// Священник
Павел Флоренский. Соч. Т.З (1). С.375.
3. Пупко А.Б. «...Россия не может оставить Кавказ». М.: Москва, 2003. №12. С.156.
4. Залесский К.А. Геополитические перспективы России и Византизм. М.: Философские
науки, 2004. №9. С.141.
5. Политидис X., Зая К, Артемов И. Рыцарь византизма. Третий Рим./ Русский альманах.
Третий выпуск. М., 1999. С.84.
6. Зая К, Политидис X. Историческая армянская рота. Третий Рим./ Русский альманах.
Четвертый выпуск. М., 2001. С.62.
7. Шишов В.А. 100 великих героев. М., 2005. С.472.
8. Андраник Озанян: Документы и материалы// Вестник архивов Армении. Ереван, 1991.
С.416.
9. Там же. С.232.
10. См.: Примеч.6. Зая К, Политидис X. С.62.
11. См.: Примеч.3. Пупко А.Б. С.147.
12. Там же. С.156; см. также: Андраник Озанян: Документы... С.295.
13. См.: Примеч.6. Зая К, Политидис X. С.62.
14. Леонтьев К.Н. Восток, Россия и славянство. Философия. Публицистика. Духовная проза. М.: Республика, 1996. С.94.
15. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. СПб., 1995. С.260.
16. См.: Послание старца Филофея// Памятники литературы Древней Руси. Конец XV - первая половина XVI века. М, 1984.
17. Леонтьев К.Н. Восток, Россия и славянство. Соч.: В 2 т. М., 1885. Т.1. С.239.
18. Там же.
19. Там же.
20. См.: Русская философия: Словарь/ Под общей редакцией М.А. Маслина. М.: Республика, 1995. С.262.
21. Леонтьев К.Н. Письма к B.C. Соловьеву// Избранное. М., 1993. С.367.
22. Леонтьев К.Н. Избранные письма 1854-1891. СПб.: Пушкинский фонд, 1993. С.329.
23. См.: Примеч.14. Леонтьев К.Н. С.94.
24. См.: Примеч.4. Залесский К.А. С. 140.
25. Там же.
26. Андраник Озанян: Документы... С.252.
27. См.: Там же. С.363.
28. См.: Примеч.5. Политидис X., Зая И., Артемов И. С.84.
29. Там же. С.86.
30. Андраник Озанян: Документы... С.293.
31. Там же. С.252.
32. Там же.
33. См.: Примеч.5. ПолитидисX., Зая И., Артемов И. С.84.
34. Там же. С.87.
35. См.: Примеч.1. Флоренский П.А. С.642.
36. Андраник Озанян: Документы... С.376.
37. Луначарский А. Религия и социализм. В 2 т. Т.2. СПб., 1911. С.336.
38. Флоренский П.А. Предполагаемое государственное устройство в будущем// Собр.Соч.: в 4 т. Т.2. 1996. С.652.
39. Хомяков А.С. Соч.: В 2 т. Т.1. М., 1994. С.469.
40. Достоевский Ф.М. Поли. Собр. Соч.: В 30 т. Л., 1972-1990. Т.27. С.19.
41. Бердяев НА. Смысл творчества// Философия творчества, культуры и искусства. В 2 т. Т.1.М., 1994. С.153.
41. Луначарский А.В. Религия и социализм. В 2 т. Т.1. СПб., 1908. С.13-14.
42. Булгаков С.Н. Православие. Очерки учения православной церкви. М., 1991. С.362-363.
43. Леонтьев КН. О всемирной любви// Записки отшельника. М., 1993. С.417.
44. Леонтьев КН. Письма о восточных делах// Там же. С.240.
45. Леонтьев КН. Византизм и славянство// Там же. С. 163.
46. Леонтьев КН. Письма к B.C. Соловьеву// Избранное. М„ 1993. С.382.
47. Леонтьев КН. Избранные письма 1854-1859. СПб.: Пушкинский фонд. 1993. С.437.
48. Там же. С.473.
49. Луначарский А.В. Введение в историю религии (1925)// А.В. Луначарский об атеизме и религии. М., 1972. С. 166.
57. Леонтьев КН. Письма о восточных делах// Записки отшельника. С.273.
52. См.: Леонтьев КН. Как надо понимать сближение с народом// Там же. С.529.
53. Флоренский П.А. Предполагаемое государственное устройство в будущем// Собр.Соч.: В 4 т. Т.2. М., 1996. С.648.
54. Андраник Озанян: Документы... С.231.
55. См.: Примеч.3. Пупко А.Б. С.155.
56. См.: Примеч.7. Шишов В.А. С.472.
57. Давид Сасунский/ Армянский народный эпос. Л., 1982. С.341.