Рождественскую литургию в Кафедральном соборе Святых Мучеников в Гюмри посетили около 200 прихожан, сообщил священник Армянской католической церкви Саак Агекян. Во многих армянских семьях принято отмечать Рождество дважды - 25 декабря и 6 января, рассказали опрошенные корреспондентом "Кавказского узла" жители Армении.
В Армении насчитывается примерно 150 тысяч католиков армянского обряда, 14 костелов и часовен Армянской католической церкви. Центром армян-католиков Грузии, России, Восточной Европы и самой Армении считается Гюмри, где находится Кафедральный собор Святых Мучеников. Есть католические храмы и в других местах компактного проживания армян-католиков, в частности, в Ташире, Норашене, Бавре, Азатане Ланджике, Аревике, рассказал "Кавказскому узлу" Саак Агекян.
В Ереване, отметил священник, действует католическая часовня, где расположена резиденция епископа. Проживающие в Ереване армяне-католики – в основном выходцы из грузинского региона Самцхе-Джавахети.
Догматических отличий в праздновании Рождества Христова у Армянской католической церкви и Армянской апостольской церкви нет, и АКЦ не запрещает своим прихожанам праздновать Рождество по канонам ААЦ, заявили корреспонденту "Кавказского узла" в ординариате Армянской католической церкви.
"Отличие - исключительно в разнице дат. Армянские католики начинают празднование с вечера 24 декабря, в Сочельник, и на следующий день в церквях служат мессу по случаю Рождества Христова", - пояснил священник Саак Агекян.
Прихожанин Армянской католической церкви Оганес Айвазян в комментарии корреспонденту "Кавказского узла" заявил, что не пропускает мессу по случаю Рождества Христова. Сам он не отмечает Рождество по канонам ААЦ, но обязательно поздравляет с ним 6 января всех своих близких, которые являются прихожанами ААЦ.
"Это большой праздник для католиков. Очень бы хотелось, чтобы все христиане в мире отмечали этот праздник вместе, в один день. Хотя сам день не важен, важен смысл", - сказал Оганес Айвазян.
"Моя семья отмечает Рождество и 25 декабря по католическому календарю, и 6 января вместе с ААЦ", - рассказала корреспонденту "Кавказского узла" педагог Мария Исаакян, пояснив, что традиция отмечать дважды Рождество Христово пришла в семью от прабабушки-немки.
"Часть моей семьи - франки (так в Армении называют армян-католиков. – Прим. корреспондента "Кавказского узла"), а другая часть - последователи ААЦ. Моя прабабушка была немкой, вышла замуж за армянина и переехала сюда. Родители крестили мою бабушку в католической церкви, а ее брата - в армянской. Бабушка также крестила своих детей и внуков в католической церкви. После распада Советского Союза в нашей семье так и повелось, что мы отмечаем Рождество дважды. 24 декабря, в Сочельник, ставим елку, печем сладости, отмечаем праздник в кругу семьи, а уже 5 января готовим рыбу и рис, как принято на Рождество в Армении", - рассказала Исаакян.
Семья жительницы Еревана Сусанны Казарян также дважды отмечает Рождество. "Нас бабушка тайно крестила в советское время в католической церкви в Гюмри. В то время не было принято отмечать Рождество Христово, а с распадом СССР в основном стали праздновать 6 января", - сказала корреспонденту "Кавказского узла" Казарян.
Разногласия по поводу дня празднования Рождества могут отдалить верующих от самого его смысла, а сказать точно, когда именно родился Христос, никто уже не может, считает жительница Еревана, католичка Анаит Топалян. "Для меня Рождество - большой праздник, - сказала она в комментарии корреспонденту "Кавказского узла". - Это напоминание, что вера в Христа – путь спасения".
Тигран Петросян; корреспондент "Кавказского узла"