Конец 2016 года отмечен ключевыми сдвигами в развитии сирийского конфликта и процесса его урегулирования. Президент России Владимир Путин 29 декабря сообщил о подписании сирийскими властями и оппозицией соглашения о прекращении огня. Параллельно российская сторона заявила о намерении приступить к сокращению своей военной группировки в Сирии, и уже в январе стало известно, что зону конфликта покинут корабли авианесущей группы во главе с авианосцем "Адмирал Кузнецов". Стало также известно, что Россия и Турция стали гарантами соблюдения режима прекращения огня.
В ЦЕЛОМ ДЕКАБРЬСКОЕ ПЕРЕМИРИЕ СТАЛО КЛЮЧЕВЫМ КОМПОНЕНТОМ новой инициативы по урегулированию конфликта, запущенной ранее в рамках трехстороннего взаимодействия Турции, России и Ирана. Прекращение огня стало этапом на пути к запуску переговоров по урегулированию конфликта, которые намечены в Астане. По сути, они должны оформить более широкие договоренности по Сирии между Москвой, Анкарой и Тегераном.
Так, в декабре агентство Рейтер сообщило со ссылкой на источники, что в рамках проекта соглашения между Россией, Турцией и Ираном Сирия должна быть разделена на неофициальные зоны влияния региональных сил. При этом планируется, что полномочия действующего президента Сирии Башара Асада могут быть урезаны, ему позволят остаться у власти до следующих президентских выборов, а затем он передаст пост, как отмечает агентство, менее противоречивому алавитскому кандидату.
Важнейшей особенностью нынешней попытки добиться дипломатического урегулирования конфликта стало именно то, что ее инициаторами выступают ключевые региональные участники кризиса, непосредственно вовлеченные в конфликт и обладающие реальными рычагами воздействия на вооруженные группировки. Данное обстоятельство определило в том числе относительную успешность режима прекращения огня: по оценке спецпосланника ООН по Сирии Стефана де Мистуры режим прекращения огня в Сирии в целом соблюдается. В то же время у нынешней инициативы сохраняется ряд особенностей, которые могут усложнить достижение урегулирования.
ВО-ПЕРВЫХ, ВНЕ ПЕРЕГОВОРНОГО ПРОЦЕССА ВНОВЬ ОСТАЮТСЯ сирийские курды - ключевой фактор на севере Сирии и в рамках борьбы с ИГ. Режим прекращения огня не распространяется на курдские отряды народной самообороны (YPG), а представители сирийских курдов также не были приглашены на переговоры в Астане. Данное обстоятельство выступает следствием учета турецких интересов – как заявила сопредседатель "Демократической федерации" в Сирии Фауза Юсеф, участие прокурдской коалиции "Силы демократической Сирии" в переговорах "блокировала Турция, которая преследует свои собственные интересы в сирийском конфликте". Она также отметила, что Анкара "добивается создания на севере Сирии зон своего влияния и стремится не допустить усиления курдской администрации". На этом фоне также примечательны сообщения о выходе на новый уровень взаимодействия между Турцией и Россией в Сирии. По данным турецких и ближневосточных СМИ, в декабре российская авиация в Сирии нанесла в поддержку турецких войск удары по силам ИГ в районе города Эль-Баб. Напомним, что контроль над последним рассматривается в Анкаре как средство недопущения формирования единого курдского региона на севере Сирии.
Вторым препятствием для успеха нового этапа урегулирования может стать проблема размежевания боевиков с джихадистскими группировкам. Ранее именно этот вопрос приводил к срыву предшествующих попыток введения режима прекращения огня в Сирии, с учетом тесной связи и взаимодействия ряда групп боевиков с группировкой "Джебхат ан-Нусра". Примечательно, что вокруг данного вопроса возникло любопытное противоречие, в частности, сирийская армия заявила, что перемирие не распространяется на ИГ и "Джебхат ан-Нусру". В то же время представители боевиков сообщили Рейтер, что режим прекращения огня не распространяется на "Исламское государство", но включает группировку "Джебхат ан-Нусра".
Еще одним фактором, подрывающим перемирие, может стать отказ от участия в нем ряда крупных группировок, представляющих региональных игроков. В частности, соглашение о прекращении огня не подписала группировка "Ахрар аш-Шам", также сообщается, что получающая содействие от стран Персидского залива группировка "Южный фронт" не присоединилась к перемирию и не примет участия в переговорах в Астане. По данным ливанской газеты Al Akhbar, ссылающейся на источники в Анкаре, делегация оппозиции на переговорах в Астане будет состоять из 44 человек, в большинстве своем представляющих группировки, участвующие в турецкой операции "Щит Евфрата".
И НАКОНЕЦ, ПО МЕРЕ АКТИВИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ КО ВСТРЕЧЕ В АСТАНЕ заметны противоречия между непосредственными инициаторами переговоров. Так, сохраняются разногласия по судьбе Асада между Турцией и Ираном. В конце декабря - начале января представители Анкары несколько раз заявляли о необходимости отстранения от власти действующего президента Сирии. В то же время министр обороны Ирана Хусейн Дехган в декабре подчеркнул, что сирийский политический режим не может быть предметом торга или дискуссии и в настоящее время руководство страной осуществляет Башар Асад. Примечательно также, что агентство Рейтер в своем указанном выше сообщении о планах по разграничению сфер влияния в Сирии с последующим урезанием полномочий Асада и его отстранением от власти подчеркнуло, что, по данным источников, в этом еще предстоит убедить Иран.
Между главными спонсорами переговорного процесса намечаются противоречия и по составу участников переговоров. Москва ранее заявляла, что на последующих этапах переговорного процесса к нему будут подключены и другие участники - США, Саудовская Аравия и Катар. Между тем глава оборонного ведомства Ирана также выступил против подключения к переговорам Саудовской Аравии.
Параллельно в январе наметились противоречия и между Турцией и Россией по составу участников переговоров в Астане. Представитель президента Турции и глава МИД страны заявили, что США примут участие в переговорах в Астане, при этом Мевлют Чавушоглу заявил о достижении договоренностей с российской стороной относительно приглашения США. После их заявлений источник в Москве заявил агентству ТАСС, что Москва считает пока неуместными заявления о составе участников встречи по Сирии. Собеседник агентства напомнил, что "гарантами подписанных соглашений о прекращении огня, которые и легли в основу встречи в Астане, являются три государства - Россия, Иран и Турция". "Соответственно и подобные объявления должны быть коллективными", - заявил источник.
Таким образом, основной особенностью нынешней попытки достижения урегулирования в Сирии остается то, что, как уже отмечалось, инициатива в рамках переговоров принадлежит ключевым игрокам конфликта, и прежде всего его основным региональным участникам. В то же время сохраняются и слабые места переговорного процесса в виде неучастия в нем ряда влиятельных внешних и внутренних игроков, а также системных противоречий между тройкой инициаторов процесса. Данные обстоятельства могут привести к тому, что мирный процесс на нынешнем этапе приобретет характер не столько урегулирования конфликта, сколько уточнения интересов России, Ирана и Турции в Сирии.
Давид Арутюнов, "Голос Армении"