Как уже сообщалось, Конституционный совет Франции изменил пункт статьи 173 закона "О равенстве и гражданстве", который предусматривает ответственность за отрицание преступлений против человечности, включая те случаи, когда данное преступление не было юридически осуждено французским или международным судом. Эта законодательная поправка, в частности, могла относиться к случаям отрицания Геноцида армян.
ПО МНЕНИЮ КОНСТИТУЦИОННОГО СОВЕТА, В УПОМЯНУТОМ ПУНКТЕ ЗАКОНА "О равенстве и гражданстве" нет необходимости, поскольку в отношении случаев, связанных с насилием и ненавистью, применялся и применяется закон "О свободе прессы". Конституционный совет также отметил, что закон о криминализации отрицания геноцида может дать повод для судебных процессов в связи с тем, что это не было изначально юридически осуждено в качестве преступления. Конституционный совет Франции счел, что все это приведет к неопределенности и помешает историческим дискуссиям, нанеся вред свободе выражения мнений. Таким образом, Конституционный совет признал положение о наказании за отрицание геноцида противоречащим Конституции.
В связи с этим решением выступил с заявлением Координационный совет армянских организаций Франции. "Координационный совет армянских организаций Франции никогда не примет подобное унижение", - так озаглавлено заявление, в котором выражено удивление в связи с тем, что "Конституционный совет продолжает настаивать на том, что для осуждения отрицания преступления, совершенного против человечности, нужно, чтобы оно было заранее осуждено в международном или французском суде". В заявлении также говорится, что "этого искусственно навязанного требования нет в решении от 28 ноября 2008 года, этого не требует и Европейский суд по правам человека".
Между тем любопытную позицию в связи со сложившейся ситуацией высказала на днях одна из активных деятельниц Ай Дата Европы Хильда Чобоян. Как она отмечает на своей странице в социальной сети Facebook, с политической точки зрения принятие законопроекта было нереально, поскольку правительство Франции избрало Турцию своим партнером, однако лидеры армянской общины Франции пытались доказать, что могут добиться своего при любых обстоятельствах. "Это не поражение Ай Дата, это поражение одной политической линии", - считает Хильда Чобоян, утверждая, что и сам законопроект закулисно был согласован с Анкарой во избежание ухудшения отношений с Турцией.
ПО СЛОВАМ ЧОБОЯН, МНОГИЕ АВТОРИТЕТНЫЕ ФРАНЦУЗСКИЕ ЮРИСТЫ, которые сыграли свою роль в признании Францией Геноцида армян, считали этот законопроект ненужным, безнадежным и даже опасным, поскольку он позволяет набирать дивиденды тем, кто отрицает Геноцид армян. По мнению Чобоян, главная проблема кроется даже не в позиции Анкары, а в общественном мнении Франции, обнаружившем серьезную оппозицию законопроекту о криминализации Геноцида армян не потому, что армян не любят, а потому, что предполагают, что тут затронут вопрос свободы мнений и обсуждений. Как считает Чобоян, в этом направлении не была проведена соответствующая работа ни с ведущими университетами, ни с интеллигенцией и прессой.
Чобоян считает, что тенденция заниматься политикой на уровне лозунгов неприемлема. Сегодня необходимо не прекращать борьбу, но проанализировать произошедшее, а также определиться с приоритетами. По ее словам, более 10 лет армянская община Франции преследует эту цель, хотя есть более приоритетные проблемы, например, признание независимости Нагорного Карабаха или вопрос продажи Парижем Азербайджану современных спутниковых разведывательных систем… Надо ставить реальные задачи, резюмирует Хильда Чобоян.
Рубен Маргарян, "Голос Армении"