По прогнозам генерального директора компании X-TECH Армана Атояна, лет через 5 VR-устройства станут продуктом массового потребления со сбалансированным соотношением цена/качество. «Теперь будущее за VR-устройствами. Надев очки, станет возможно из любой точки мира подключиться к коммьюнити и работать уже в виртуальной среде», - говорит он.
В Армении все началось еще в 2008 году с создания компании X-TECH. Ныне многократный победитель международных конкурсов и хакатонов сначала специализировался на разработке веб сайтов и приложений на заказ, преимущественно на технологии Flash. Последняя была инновационной, многим здесь не знакомой и буквально «оживляла» сайты, придавала им динамичности и красочности, заменив статичный текстовой формат и гифки с низким разрешением. Но время идет, и прогресс не заставляет себя ждать.
Залогом по-настоящему успешной компании является умение вовремя почувствовать ветер перемен и уловить новые тенденции, говорит Арман Атоян. Мир познал мобильность, что породило спрос на сайты и приложения, адаптированные под мобильные телефоны. X-TECH сменил курс. В 2011 году компания открыла для себя еще одно направление - разработку программного обеспечения под сенсоры Kinect для xbox, а также технологию создания игр через game engine - Unity. Так начался новый виток в истории деятельности компании, и связан он уже с созданием мобильных игр и приложений. Заказы посыпались как из Европы, так и США.
«Мы были одной из немногих компаний, которые занимались Kinect проектами. Сложность заключалась в необходимости проявления другого подхода не только в техническом плане, но и в плане самой концепции понимания требований пользователя, стоящего напротив экрана. Это был совершенно новый интерфейс и пользовательский опыт взаимодействия человека с компьютером», - отмечает Арман Атоян.
Так родилась мечта стать официальным publisher-ом под xbox, создать что-то свое. И она осуществилась в 2016-ом. Сейчас осуществляется совместный проект с заказчиком из Канады. Так, X-TECH постепенно превратилась из компании в лабораторию-инкубатор проектов. Среди них приложение MobiTaxi, CityBugs, ARLOOPA, несколько e-commerce сайтов.
«Мы не являемся классической компанией, которая держит огромный штат сотрудников и аутсорсит заказы из-за рубежа. Нам нравится находить новые, нестандартные идеи, создавать прототипы и превращать их в потенциальные отдельные стартапы. В Армении мы являемся первопроходцами в различных направлениях», - с улыбкой отмечает Арман.
Сейчас компания активно занимается технологиями VR и AR, причем первые шаги в сфере виртуальной и смешанной реальности всерьез были предприняты еще в 2014 году. Усилия не прошли даром и увенчались созданием саб-бренда – компании Arloopa, которая специализируется на разработке приложений и игр под VR/AR. Это одна из самых быстро развивающихся стартап-инициатив компании. На ее счету 25 приложений и игр, а также разработка собственных платформ.
«Мы готовимся к переменам и большой волне, которая изменит мир. Человечество переключится от смартфонов на технологии виртуальной реальности. Могу отметить 4 крупных инновационных бума: компьютеры, интернет, смартфоны. Теперь будущее за VR-устройствами. Надев очки, станет возможно из любой точки мира подключиться к коммьюнити и работать уже в виртуальной среде», - поясняет он.
Одним из популярных проектов Arloopa является созданная совместно с Министерством Культуры Армении платформа ArmCultur AR, оживляющая статуи, они двигаются, цитируют известные высказывания. Выбор пал на Туманяна и Спендиаряна, поскольку они находятся в самом сердце Еревана. Планируется пойти дальше, обновить контент и приурочить его к различным знаменательным событиям, например, связав с тематикой праздника Святого Саркиса. Это своеобразный способ донести культурное наследие.
Молодежь нынче не любит читать, предпочитая проводить время в своих гаджетах. Чтобы привлечь их внимание, необходимо начать говорить на их языке, утверждает глава компании. Еще одним проектом Arloopa является оживление книжек. К примеру, открыв виртуальный учебник, можно будет наглядно увидеть, как происходит лунное затмение, или наблюдать за химическим экспериментом. По словам Армана Атояна, задумок много: технологии VR/AR представляют интерес для армии, туризма, медицины, образовательного сектора.
Как знать? Возможно, солдат сможет проходить тренировки, пользоваться симуляторами в виртуальной среде, воспроизводящей различные ситуации. Турист же при желании получит возможность в любой момент воспользоваться услугами виртуального гида, рассказывающего о той или иной достопримечательности на выбранном им языке.
«Google Glass, например, произвел волновой эффект - девайс был дорогим и недоработанным, к тому же им занималась только одна компания. Здесь же совсем другая история. Идею подхватили практически все крупные корпорации. Они уже работают над новыми модификациями и расширением функциональных возможностей», - говорит руководитель X-TECH .
Главное преимущество VR/AR-технологий - открытие новых перспектив. Человек, не имеющий возможности путешествовать, сможет сделать это посредством виртуальной реальности, студент посетит лекции в других университетах, врачи будут практиковать сложные операции, а геймеры смогут с головой погрузиться в игру.
Что касается привлечения инвестиций, то компания подходит к этому вопросу основательно. «Не стоит брать первые попавшиеся деньги, важно найти “умные” деньги. Надо сотрудничать с людьми, которые разбираются в деле, знают, во что вкладывают и что ждать взамен», - поясняет Арман Атоян.
Между тем ребят пригласили принять участие и продемонстрировать VR/AR приложения и игры на конференции White Nights Conference 13-14 февраля в Праге. Пожелаем же им удачи!
Азазель Саркизова, Новости Армении - NEWS.am