Величественные горы Армении... Тысячелетиями они были немыми свидетелями, созерцателями и участниками необыкновенных событий, небывалого подвижничества, созидания, героических сражений, великих свершений и творческих взлетов армянского народа. Наверное, именно они, эти горы, сформировали особый, стойкий национальный армянский характер...
С первых лет распространения христианства в Армении в тиши горных ущелий, на высоких кручах, в труднодоступных живописных местах строились многочисленные монастыри, колокольный звон которых, подхваченный ветром, разносился над Великой Арменией и, кажется, так и замер во времени. Пусть же повествуют горы.
ПРАРОДИТЕЛЬ АРМЯН АЙК НААПЕТ ПОЛУЧИЛ В УДЕЛ ОТ СВОЕГО ОТЦА ТАРГАМОСА - сына Таршиса, внука Иафета - сына Ноева, - страну, границы которой с востока омывало Гургенское море, с запада - море Понтийское, с севера - гора Кавказ, с юга - море Оретское и Оретские горы.
В незапамятные времена в Гегамских и Варденисских горах Армении появилась крупнейшая, не имеющая себе равных в мире галерея наскальных рисунков, протянувшаяся на десятки километров. В заоблачных далях Гегамских гор на высоте 3250 метров обнаружена циклопическая крепость, рядом с которой находятся лунные - годовой и месячные календари, астрономические знаки, изображения, петроглифы, древние обсерватории и т.д. В наскальных рисунках запечатлена богатейшая древнеармянская мифология, сцены драконоборчества Ваагна...
Эпоха политеизма оставила в Армении глубокий след, который сегодня, к счастью, хранит для понимания истории древнего мира уникальные памятники письменной культуры, архитектуры, атрибуты древнего армянского театра, статуи языческих богов и другие свидетельства древнеармянской культуры. Эти статуи - прекрасные образцы древнего искусства - и сегодня поражают воображение грандиозностью и мастерством скульптурного воплощения в древнем армянском крае - Коммагенэ - пантеоне, который находится "чуть западнее западного изгиба Евфрата, на вершине горы Немрут". Царь Коммагенэ Антиох (69-34 годы до н.э.), происходивший из рода Ервандидов, основал храм-пантеон, в котором представлены статуи царей-предков и армянских божеств, среди которых главное место занимали Арамазд и его сын Ваагн. Статуи богов высотой от 3 до 9 метров поражают гигантскими размерами и высоким художественным исполнением. Древние мастера сумели передать в благородстве лиц волевой характер и силу, сочетающиеся с восторженным внутренним чувством могущества. Как писал Агатангелос: "Да снизойдет на вас храбрость храброго Ваагна!". Скульпторы запечатлели типично армянские лица Арамазда и Ваагна, царские тиары, принятые при армянском дворе.
ВЕЛИЧЕСТВЕННЫЙ АРАРАТ, ПРИНЯВШИЙ НА СВОЮ ВЕРШИНУ, СОГЛАСНО божьему промыслу, Ноев ковчег, помнит, что свое древнее название "Масис" он получил от героического потомка Айка Наапета - Амасии, который, живя в Армавире - городе своего отца Армайиса, решил назвать гору своим именем.
На запад от Арарата тянется хребет Хайкакан Пар. Главная его вершина восточной части - Джрабашх, ныне Кесе-даг, стала спасительной для первых христиан, преследуемых язычниками. Святой Сукиас и другие подвижники-христиане 44 года укрывались на этой горе. После их трагической гибели от рук нечестивых язычников по приказу аланского царя Гиндиана (Датианоса) гора получила название по имени старшего из святых - Сукианоса и стала называться Сукавет.
Гелам, сын Амасии, продолжил созидательную деятельность своих предков. Он нарекает гору и озеро Севан своим именем "цовн Гелама", застраивает прибрежные территории и называет их также своим именем - Геларкуни. Он же строит большой и красивый дастакерт - Гелами, который Гарник, сын Гелама, переименовал в Гарни.
Гарнийские горы и Гегардское ущелье поражают красотой и неповторимостью. Фантастические силуэты гор, их конфигурация не раз навевали архитектурные мотивы древним и средневековым армянским зодчим. Многочисленные пещеры в этих горах служили убежищем для жителей многих гаваров Армении во время нашествий врагов. Но в 1605 г. персидские войска стали насильственно выселять оттуда армян, опустошая страну и вынуждая людей бежать в горы, искать там спасения, но преследователи шли на всевозможные ухищрения, чтобы ни один армянин не остался на родной земле. Амиргуна-хан направлял в пещеры вооруженных скалолазов, которые безжалостно истребляли безоружных людей. Персы разжигали перед входом в пещеры, где нашли прибежище армяне и другие христиане, костры, где сжигали тела. От дыма и зловония люди умирали в пещерах. "Изгоняли весь народ из деревень и городов, предавали огню и безжалостно сжигали все поселения, дома и обиталища, предварительно разграбив их" - писал очевидец событий в "Книге историй" Аракел Даврижеци.
Гора Нпат, разделенная течением реки Евфрат, была свидетельницей того, как во время ожесточенного сражения между вторгшимися в Армению весной 372 г. персидскими войсками и армяно- римскими воинами Католикос Нерсес Великий поднялся на вершину горы Нпат и "...воздев руки к небу, в слезном молении просил Христа быть защитником войска, ознаменованного Христом, чем и были побеждены богоборные ратники" ("Житие Нерсеса").
В СРЕДНИЕ ВЕКА НА САМОЙ ВЫСОКОЙ ВЕРШИНЕ САСУНСКИХ ГОР - МАРУТА-ЛЕР, которая была святилищем еще в языческие времена, основали монастырь в честь Девы Марии. Когда арабы разрушили и разграбили храм, Давид восстановил былую мощь Сасуна, снова отстроив храм - свидетельство силы и независимости. А чтобы людям удобнее было совершать паломничество к храму, Давид соорудил мост, соединивший Сасун с горой Марута, который и называется Давидов мост.
Близ берегов реки Аракс, в гаваре Ерасхадзор, горы Капуйт - или Капуйт кох, Капуйт сюн, согласно исследованиям, состоят из необычных горных пород и имеют столбообразные скалы. О скалы этой знаменитой горы, по преданию, армянские богатыри точили свои мечи. Здесь находилась резиденция сасунских богатырей из эпоса "Давид Сасунский" - берд Капотин, Капуйт берд - Синяя крепость: "Царь Гагик берд Капотином владел". Вся история сасунских богатырей связана с этой крепостью, в ней жила прекрасная Хандут-хатун, в ней находился сын Давида - Мгер в момент неожиданной смерти отца:
Сын его Мгер в Капуйт кохе был.
Не чуял Мгер, что отец убит.
Гора Капуйт кох расположена к югу от озера Ван. Последний богатырь эпоса - Мгер-младший вместе с конем Джалали находит свое последнее пристанище в одной из пещер местности Гайкаванк, где, по преданию, некоторое время жил сам прародитель армян Гайк. Очевидцем и исследователем "Двери Мгера" был Иосиф Орбели: "...я видел знаменитую "дверь Мгера" - большую стелу, высеченную в скале, с клинообразной надписью, действительно напоминающую по форме и отделке дверь".
Пещерная крепость Капуйт берд служила надежным укрытием во время многочисленных войн. В 911 г. в крепости Капуйт нашел спасение от преследований арабского правителя Юсуфа армянский царь Смбат, он предпочел добровольно покинуть убежище, дабы спасти христианский народ.
Неоднократно армянские цари, князья и полководцы укрывали народ в безопасных местах, на вершинах неприступных гор Мокка и Кордука, Коговита, Цахкотна и в глубоких ущельях, а сами со своим хорошо вооруженным войском вставали на защиту страны.
ОДИН ИЗ САМЫХ ПОЧИТАЕМЫХ МОНАСТЫРЕЙ - ВАРАГАВАНК РАСПОЛАГАЛСЯ на восточном склоне горы Вараг (3194 м) в Ванской провинции, к востоку от озера Ван. В этой прославленной обители Святого Креста хранилось много ценностей, главной среди которых было Святое Знамение Варагское. В 1651 г. Сулейман-бек и Чомар с огромным войском разорили и разграбили монастырь, унеся и Святое Знамение. Однако ровно год спустя Сулейман-бек был убит своими жестокими и алчными соотечественниками, а Святое Знамение в 1655 г. было возвращено христианами и помещено в церкви Святой Богоматери города Ван.
Согласно древним летописцам, один из сыновей Гайка - Араманеак дал название горе - Арагац, у подножия которой и находились царские имения. С начала IV в. в живописнейшем ущелье реки Касах между горами Арагац и Ара основывались неприступные крепости и монастыри, которые и сегодня обладают необыкновенной притягательной силой. На Арагаце возносили Господу свои горячие молитвы за спасение христианского народа многочисленные монахи-отшельники, подвигнутые на то событиями, ставшими причиной их покаяния и отказа от мира сего.
Бюраканская астрофизическая обсерватория, завоевавшая мировую известность исследованиями далеких галактик и внегалактических туманностей, открытием звездных ассоциаций и другими научными достижениями, заняла южный склон прекрасного Арагаца.
Одухотворенные горы Армении щедро одаривали армянский народ и своими несметными сокровищами. Недра гор, близ которых с древнейших времен возникали поселения и города, таят в себе настоящее богатство. Еще за четыре тысячи лет до нашей эры местные мастера были знакомы с техникой получения меди, бронзы, свинца, золота, серебра и других металлов из руд, которыми так богаты горы Армении.
Все это лишь несколько штрихов из того, о чем молчат либо могут рассказать священные и великие горы Армении. Они поражают красотой и несказанной монументальностью, ощущением сопричастности к вечности и ее великим тайнам, свято хранят память и верность минувшим временам, событиям и людям.
Мэри ЧОЛАКЯН, "Мост" (приложение к газете "Голос Армении"