В Республике Хакассия, где проживают свыше 106 национальностей и зарегистрировано 75 религиозных организаций, составлена «Концепция развития межнациональных отношений в Республике Хакассия». Как сообщил Информационному Центру газеты армян России «Еркрамас» вице-президент Союза Диаспор России, эксперт Санкт-Петербургского Центра «Стратегия» и ЭС при Уполномоченном по правам человека в РФ Антуан Аракелян, в конце уходящего года в ходе Благотворительного Бала состоялась презентация Сборника «Толерантность — гармония в многообразии».
Составитель сборника - заместитель председателя Хакасской региональной общественной организации «Правовая инициатива» Андрей Попков. Сборник подготовлен в рамках проекта ХРОО «Правовая инициатива» - «Межкультурный диалог (Разрушая стереотипы)», при поддержке Министерства национальной и территориальной политики Республики Хакасия.
Предлагаем вниманию читателей один из разделов сборника, озаглавленный «Международный вопрос. К истории армянского Геноцида». Автор раздела – Антуан Аракелян.
* * * * * * * * * *
«По отношению к армянскому народу была совершена гораздо большая несправедливость, чем по отношению ко мне», — убеждает испанский журналист Хосе Антонио Гурриаран, искалеченный бомбой бойцов АСАЛА (Armenian Secret Army for the Liberation of Armenia). Взрыв, прогремевший в Мадриде под новый, 1981 год, не породил ненависти в его душе, но вызвал стремление понять — за что сражаются эти люди. Теперь, по прошествии четверти века, сложившие оружие террористы называют его другом, а Гурриаран представляет по всему миру свою книгу — «Армяне. Забытый геноцид» — в надежде, что она поможет взорвать стену молчания, окружающую правду об одном из самых страшных преступлений, совершенных против человечества.
В советский период в Армении и в Советском Союзе в целом события периода первого геноцида 20 века – Геноцида армян 1915-1923гг.- замалчивались, и публично не дозволялось отмечать эту крупнейшую трагедию. Но вся армянская диаспора и все четыре престола Армянской Апостольской Церкви широко отмечали эту катастрофу нации. Моментом истины с угрозой взрыва стал 1965г. – 50 летняя дата. Мальчишкой мне довелось участвовать в многотысячном митинге и шествии в Ереване с намерением захвата здания Правительства Армении и принуждения власти республики к обязательству государственного отмечания даты Геноцида в соответствующих формах. Прорвав милицейские цепи, громя двери и стекла и преодолевая барьеры мы уже поднимались на второй этаж здания Правительства, но на подступах к кабинету председателя остановились. К нам обратился самый влиятельный человек в армянском мире того времени – Католикос Всех Армян Вазген Первый. Он сказал, что и мы и он сделали свое дело – мы вместе добились согласия власти на увековечение Памяти жертв Геноцида. В двадцатом веке ни до, ни после не было более авторитетного Патриарха Армянской Церкви. В очередной раз армянский народ утвердил свою идентичность и преемственность истории и поколений.
В Армении и всех очагах диаспоры начали появляться памятники, музей, хачкары (памятные архитектурные крест-камни), посвященные памяти жертв Геноцида армян. Во всех, кроме Турции. Там была и есть дата 1915г. и памятники туркам-жертвам армянского геноцида. Мельница правосудия вращается очень медленно, и не всегда.
В Москве того времени действовала одна маленькая церковь на армянском Ваганьковском кладбище, где и проходила служба и поминовение жертв геноцида. В Ленинграде обе армянские церкви не действовали. На Невском проспекте храм Св.Екатерины использовался реквизитной мастерской театра музкомедии, а на смоленском армянском кладбище – под мастерскую народного художника СССР, который широко процветал на памятниках В.И.Ленину от Свердловска и до Берлина, по ходу подворовывая армянские надгробия. В 70-х количеством пару десятков ленинградцев мы отмечали день памяти 24 апреля в зале ресторана Кавказский на Невском проспекте у Казанского собора. В 1975 г. к 60-летию мы уже проводили памятное мероприятие на Васильевском острове в кафе «Севан» из туфа с участием его автора, известного в городе армянского архитектора и художника. У него же в мастерской на станке мы делали памятный буклет с датой и изображением памятника в Ереване с вечным огнем. Подобные литографические станки были у единичных членов художественных союзов и соответственно на учете в органах КГБ, а наши безобидные афишки – деянием противозаконным с возможным соответствующими вытекающими. Как организатор этого процесса я вылетал в Ереван, где венок с цветами и надписью на ленте «Жертвам геноцида от армянской общины Ленинграда» 24 апреля мои близкие возлагали к мемориалу вместе с сотнями тысяч жителей и гостей Армении. Я же привозил в Ленинград всякую литературу, лаваш, зелень, вино и тутовую водку, мацун и виноградные листья для толмы – килограмм на 150. И так с участием порядка 100 человек ежегодно отмечалась годовщина геноцида, росла общность с национальным самосознанием. Из города на Неве шли в разные стороны поздравления и выражения соболезнования от имени «ленинградской армянской общины». Как и часто бывает в истории консолидирующим общинным обстоятельством с соответствующей идентичностью стала общенациональная трагедия и память об невинно убиенных. В своем общинном развитии мы пытались безуспешно организовать курсы армянского языка в ряде Домов культуры, не получая вразумительного ответа на свой вопрос – почему нельзя изучать армянский язык на свои средства и с своими преподавателями, в то же время широко практикуя обучение многих иностранных языков? В течении нескольких лет организационных усилий мы убедились в том, что единственной функциональной институцией могла стать только церковь. И в 1980г. мне повезло получить неоценимые консультации и советы по алгоритму грамотных шагов в борьбе за восстановление служения Армянской Апостольской Церкви у ректора Ленинградской духовной академии архиепископа Кирилла, ныне святейшего Патриарха РПЦ, имеющего теплые и близкие отношения с Арменией и ААЦ.
В середине 70-х мне довелось познакомиться с Галиной Васильевной Старовойтовой, проводящей исследования по ряду этнических групп в Ленинграде, в т.ч. армян, что было редкостью на то врем, и с Николаем Михайловичем Гиренко, будущим профессорам института этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера), видным ученым и общественным деятелям, убитыми в 1998 и 2004гг за принципиальную правозащитную и профессиональную деятельность. Мне посчастливилось быть близким и дружным с этими двумя выдающимися петербуржцами, сотрудничать с ними по вопросам в сфере межэтнических отношений и проблематики. В частности, вопросы Геноцида армян, еврейского холокоста, большевистко-комуннистического насилия и репрессий, голодомора, польской Катыни, депортаций 14 советских народов, этнических гулагов и дурдомов, политикой шовинизма малых империй Азербайджана и Грузии (по публичным оценкам академика Сахарова) в отношении своих меньшинств, в частности, этнических чисток и погромов соответственно в отношении армян в Карабахе, Сумгаите, Баку, Кировабаде, в отношении абхазов и югоосетин в Сухуме и Цхинвали, проблематика осетино-ингушского конфликта по пригородному району, месхетинских турков, две чудовищные чеченские войны с огромными жертвами и многое другое – эти вопросы и проблематика постоянно находилась в их поле зрения и включенности.
К концу 80-х годов начали интенсивно организовываться национально-культурные общества, сначала при фонде культуры, зачастую кооперируясь с общенациональными движениями своей исторической родины и получая соответствующие импульсы от них. Насилие и кровь в событиях в Вильнюсе и Риге, Тбилиси, Ереване, Баку, Степанакерте и др. привносили свои акценты в подходах диаспорных организаций. В сентябре 1989г. Ленинградский Народный фронт(ЛНФ) созвал первую Конференцию демократических организаций СССР. На форум приехали свыше 200 видных представителей всех ведущих объединений: народных фронтов, литовского Саюдиса, украинского Руха, армянского АОДа, а также представители МДГ Ю.Афанасьев и Г.Старовойтова. Конференция приняла резолюции по горячим точкам и конфликтам в сфере межнациональных отношений. Учредившись в Межрегиональную организацию демократических организаций СССР (МАДО) его участники плотно сотрудничали в течении двух лет, проводя конференции в Челябинске, Вильнюсе, Москве и др. Я как член Правления ЛНФ и зам. Председателя Оргкомитета МАДО много ездил по проблемным точкам и напрямую общался с лидерами сторон. После распада Советского Союза общенациональные движения постепенно трансформировались в партии и сосредотачивались на своем регионе, к чему подталкивались и этно-культурные сообщества.
С начала девяностых мероприятия по дням памяти, выйдя из подполья, стали проходить при участии дружественных организаций и представителей интеллигенции. Мы с Николаем Михайловичем Гиренко, при взаимодействии с депутатами демократического Ленсовета, где 2/3 мест завоевали на выборах представители нашего Народного фронта, и Мэром Петербурга А.А.Собчаком двигали институт защиты прав человека и этнических меньшинств, в последствии институт Уполномоченного по правам человека (Омбудсмена). И закономерно, что впервые Уполномоченный по правам человека и член Правительства появился в 1993г. у нас в Петербурге.
День Памяти жертв Геноцида и Прав этногрупп в Культурном центре Санкт-Петербурга 24 апреля 1994
И Дни памяти я, найдя поддержку у коллег, трансформировал в мероприятия общегородского формата с участием представителей власти и общественности, ученных и самих этногрупп. Проходя 24 апреля, в день первого геноцида 20 века – Геноцида армян, эти многочисленные форумы назывались День памяти жертв геноцида, депортаций, репрессий, День прав этнических меньшинств, малочисленных и разделенных народов. На подиуме выставлялись фотографии символов трагических событий между горящими свечами в подсвечниках, а по периметру – различные фото и текстовые материалы по событиям.
Генеральный Консул Польши в Санкт-Петербурге, сенатор Здислав Новицкий. Приветственная подпись
Сами трагические события подразделялись на:
- первый геноцид 20 века – Геноцид армян, а также славян, греков, ассирийцев, курдов, других меньшинств в Турции в 1915-1923гг.;
- геноцида и репрессий в отношении евреев, поляков, других народов фашизмом 1993-1945гг; геноцида, депортаций, репрессий большевизма и сталинизма;
- геноцида и репрессий перестроечного и постперестроечного режимов – КАК ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.
Проводимые несколько лет представительные форумы внесли свой вклад и продвинули понимание важности признания права и места своего восприятия исторических событий и трагических дат, а также важности обозначения этих событий и дат в общенациональном календаре.
Подводя некую черту, хочу отметить,
1. что в РФ сегодня нет препятствий для этноконфессиональных групп отмечать публично свои радостные и горестные даты. Это общее и важное достижение и подвижка.
2. полная правовая, моральная, психологическая, ритуальная оценка насильственных действий и соответствующая вина и ответственность властей не осуществлена. Соответственно и реабилитация и компенсация не произведена.
3. Трагические даты и события отмечаются самими их жертвами. А они должны обозначаться в общенациональном масштабе. Калмык, чеченец, ингерманландский финн и другие жертвы насилия и репрессий должны себя ощущать равными и родными на всей территории РФ, в т.ч. и посредством символико-ритуальных форм обозначения и поддержки.
Возвращаясь к началу этого материала, мне вспоминается публичная встреча в 1994г. нашу группу под названием «молодые лидеры из России» с представителями черного университета в штате Мериленд (США). Касаясь темы расовых и этнических прав в США в своих публичных выступлениях, темнокожие профессора отмечали прогрессивность движения за права черных в США Мартина Лютера Кинга, застреленного расистами. А в нашем кулуарном кругу черные американцы отмечали, что без организации «Черные пантеры» с практикующем насильственные действия, движение Кинга и черных в целом не достигло бы успеха.
И пока в мире правит аргумент силы, подобные двойные стандарты, думается, будут практиковаться.
Аракелян Антуан Гургенович, вице-президент Союза Диаспор России, эксперт СПб Центра Стратегия и ЭС при УПЧ в РФ