Карен Карапетян, сменивший Гагика Бегларяна на посту мэра Еревана, трудится в этом качестве пока только несколько недель. Но он уже успел предпринять ряд радикальных шагов, которые можно считать знаковыми для столицы. Взять хотя бы запрещение уличной торговли, практически сведшее на нет городские ярмарки (которые, как правило, функционировали как раз в открытом формате) и потому воспринятое ереванцами преимущественно негативно – как торговцами, так и покупателями.
Сейчас новый градоначальник решил модернизировать центр столицы. На основании его архитектурно-проектного предложения, ЗАО “Ереванпроект” приступило к разработке проекта комплекса, включающего торгово-общественный центр и рекреационную зону. Предполагается, что комплекс разместится на участке между проспектом Маштоца, улицей Сарьяна и улицей Езника Кохбаци. Застройщик – строительная компания «Новый Ереван», выигравшая соответствующий тендер.
В управлении информации и связей с общественностью столичной мэрии сообщили, что территория сквера, располагающегося на указанном участке, признана приоритетным общественным интересом для нужд государства. А потому ее надлежит привести в надлежащий вид, то есть – модернизировать.
Активисты гражданской инициативы “Мы – хозяева этого города!” ничего хорошего от этой модернизации не ждут, полагая, что в результате сквер потеряет свое целевое предназначение, и еще одна зеленая зона превратится в торговый центр, не боле того. Они убеждены, что с этой целью здешние деревья будут вырублены, как уже не раз имело место в последние годы. В связи с этим они намерены предпринять активные шаги для предотвращения подобного незавидного исхода.
- Мы несколько раз пытались своими силами очистить сквер от мусора,- говорит активист гражданской инициативы “Мы – хозяева этого города!” Лусине Бекарян.- Но через несколько дней там снова накопился такой же мусор. Где же тут забота властей о чистоте? Надо разбудить людей, чтобы получился массовый решительный протест, с которым мэрия не сможет не считаться.
Для достижения этой цели и для придания вопросу как можно более широкого общественного резонанса члены гражданской инициативы собираются, в частности, сделать ее предметом обсуждения в социальных сетях.
У властей города – своя аргументация. Так, по словам главного архитектора столицы Микаела Асратяна, разрабатываемый проект сохранит за этим сквером его главное предназначение – служить рекреационной зоной. Просто к этому добавятся и некоторые другие функции. А именно – подземная автостоянка, территории для сервиса и развлечений, торговые ряды. Тем самым, считает г-н Асратян, появится возможность максимально активизировать приток граждан в этот сквер. А деревья в зеленой зоне сохранятся, более того – будут высажены новые деревья, появятся декоративные кусты и цветочные клумбы.
Очевидно, мэрия хочет, чтобы сквер дарил людям не только эстетическое удовольствие, и приходящие сюда люди покидали его не с пустыми руками. (Почему-то вспомнился один из героев О'Генри – Джефф Питерс, воспринимавший каждый доллар не у себя, а в руке ближнего, как личное оскорбление). Опять же автостоянка в самом центре города, как ожидается, не останется без клиентуры.
Трудно сказать, возымеет ли протест противников этого проекта тот эффект, на который они рассчитывают. Практика последних лет свидетельствует, честно говоря, совершенно об обратном. А «приоритетный общественный интерес для нужд государства», как правило, оборачивается очередным коммерческим новоделом, призванным стимулировать и без того отчаянно стимулируемый покупательский спрос (вот бы еще зарплаты за ним поспевали). Воображение у наших госструктур, опять же в большинстве случаев, дальше торговли не идет. А надо бы, вообще-то.
Ашот Гарегинян