«Пора кончать с конфликтом. А для этого есть два пути. Один - войны - и его мы уже испробовали, и другой - примирения. А для того, чтобы примириться, надо перестать ругать, оскорблять и угрожать. Этого требует элементарная логика. А мы не видим ни того, ни другого... Элементарно - озвучивается, что мы готовы дать армянам Карабаха самый высокий статус автономии. Армяне отвечают - самый высокий статус для нас - это независимое государство, мы не хотим с вами жить. А наши отвечают - нет, вы должны с нами жить, но для этого мы сначала должны завоевать вас. Да не бывает так!»
Автором сей пространной цитаты является не армянский политолог и общественный деятель. Достаточно очевидную для здравомыслящего человека мысль провидение вложило в уста бакинского политолога Зардушта Ализаде в данном бакинской же газете «Зеркало» интервью.
Ализаде - один из совсем немногочисленных представителей интеллектуального бомонда современного Азербайджана, позволяющий себе редкие проявления «лояльности» к армянам Карабаха. Так, он с энтузиазмом воспринял в сентябре 2008 года призыв президента Армении С. Саргсяна к властям Азербайджана инвестировать в Нагорный Карабах, дабы на деле, а не на словах, обращенных исключительно к внешней аудитории, показать заинтересованность в процветании армян Арцаха, которых Азербайджан продолжает числить гражданами своей территориально целостной страны и вместе с тем безустанно угрожает «камня на камне не оставить» от Карабаха. «Я считаю призыв Сержа Саркисяна Азербайджану инвестировать в Нагорный Карабах очень разумным и прагматичным... Мы должны развернуть там такую деятельность, чтобы армянам даже не захотелось отделяться» - сказал тогда Ализаде.
Его прекраснодушие достойно уважения, тем более, что азербайджанские деятели предпочитают совсем другой язык «диалога» с армянами. Например, бывший в то же время «главой азербайджанской общины» (впрочем, не существующей) Низами Бахманов инвестировать в Арцах, да и разговаривать о чем-либо со своими, вроде как, согражданами армянской национальности, необходимым совсем не считал. Он предпочитал «просто» туда «придти», «вернуться», не спрашивая разрешения на то у жителей Арцаха. «Мы вернемся в родные места, причем все вместе и навсегда...» - заявлял Бахманов. А если «эта встреча состоится, тамошние жители должны принять гражданство Азербайджана» - добавил Низами. «Тамошние жители» гражданство декоративной страны принимать не спешат, а потому Низами Бахманов почил в Бозе, так и не заявившись в Карабах «вместе и навсегда»... Как именно собирается придти в Карабах Азербайджан секрета не представляет - на танках, при поддержке военной авиации и огневых залпов систем массового уничтожения людей.
Вы спросите: кто же Азербайджану это позволит? Вы правы - никто. Никто из армян, по крайней мере. Меж тем еще в конце 2008 года того же Зардушта Ализаде данное обстоятельство не смущало: «Когда мне говорят: Армения не позволит! Я спрашиваю: А кто такая Армения? Какие у нее ресурсы? Сколько у неё дивизий?» - возмутился тогда он, проявив заодно и свою неосведомленность на предмет «количества дивизий» у Армении.
Что же заставило произойти перемене в осознании реальности Зардуштом Ализаде, призывающем к «примирению» (потому как способ «диалога» в виде бойни Азербайджан уже бесславно использовал)? Военный бюджет его родной республики за истекшие с тех пор 2 года вырос в 3 раза. Риторика сорвиголовы Ильхама Алиева стала в унисон военному бюджету его республики – «отвязной», а армян Карабаха за людей больше считать в Гейдаристане не стали. А может причина в простом гуманизме, свойственном духовной элите восточно-закавказского образования? Недаром же духовный глава мусульман данной республики Аллахшукюр Пашазаде занят поисками «внутренних армян» в свободное от продажи лука, картошки и арматуры время? Неспроста ведь вся интеллектуальная элита Гейдаристана занята поисками «армянской крови» в каждом визитере гостеприимной республики, дабы внести его по причине наличия армянских корней в страшный черный-черный список нежелательных персон?!
Однако, причину своего прозрения Зардушт Ализаде объяснил сам. Она в катастрофичности положения азербайджанской армии и привел нам доказательства такого прискорбного факта: «Доказательств этому долго искать не приходится. Благодаря нашему мудрому министру обороны каждый день мы получаем такие подтверждения - то семь человек расстреляли, то пять, кто-то повесился, кто-то застрелился. Какой бардак там творится, все мы знаем, поскольку там служат наши дети, родственники, студенты, товарищи».
Всего-то делов – такая армия не способна не только воевать – остаться бы в живых самой! А мы полагали возможным уже присудить премию мира за нежданный пацифизм Зардушта и желание найти путь к примирению с армянами Арцаха...
* * * * *
Безусловно, Зардушт Ализаде прав в том, что для начала диалога с армянами Азербайджану «надо перестать ругать, оскорблять и угрожать». Правда и в том, что «путь войны» мы все уже прошли с известным плачевным результатом для Азербайджана...
Зардушт не сказал главного, чего не понимает, либо боится признаться в том себе «элита» его страны.
Азербайджан так до сей поры и не понял, что война - верный способ навсегда распрощаться даже с мыслью о «принадлежности» Арцаха сумасбродной республике. В «лучшем» варианте исхода возможной очередной агрессии Баку - «отвоевания» Карабаха, для Баку настанут самые худшие времена, когда война с армянами развернется на всей территории Азербайджана. Что, в свою очередь, закончится концом республики, нечаянно получившей в свою «целостность» земли, никогда не составлявшие единого пространства под началом тюркского элемента.
В истории имеются примеры подавления «мятежных провинций». И благоприятно для «метрополий» (пусть и на непродолжительное время) подобные события заканчивались только в одном случае - когда «метрополия» обладала, помимо оружия, еще и цивилизаторской миссией, - способность дать покоренным народам то, чего у них нет - права, знания и доминантную культуру.
Азербайджан так и не понял, что он не обладает ни тем, ни другим, ни третьим. Высшее право - право распоряжаться собственной судьбой, Арцахцы обладают вполне и без «дозволения» Азербайджана.
Нация, не создавшая собственного алфавита и поменявшая за неполные 100 лет 4 раза «способ» написания на своем языке, не в силах предложить «знания» армянам, имеющим 1600-летнюю историю собственных алфавита и письменности, и 500 лет книгопечатания.
Народ не способный всей Академией наук Азербайджана идентифицировать себя как нация, и принужденный заимствовать и выдавать за свои то тюркские эпосы, то персидских авторов, при этом, глазом не моргнув, полагая себя прямыми наследниками кавказских албан - не может иметь культуры, могущей быть доминантной для нации, чей этноним возник задолго до нашей эры, а равно и каких бы-то ни было упоминаний о предках современных «азербайджанцев».
Государство Азербайджан, мнящее себя наследником Кавказской Албании и уничтожающее на глазах современной цивилизации древние хачкары Джуги, не имеет не только права на распоряжение судьбами армянской нации, те хачкары создававшей, но и на собственное существование: государство, в стиле новоявленного дикаря и недоумка утюжащее «собственное» культурно-историческое наследие, самим этим фактом лишает себя права быть, а уж тем более кем-то «владеть» и что-то «разрешать».
Культура и государство, зиждущиеся на армяноненавистничестве, как основном духовном посыле и единственном способе этнической самоидентификации - лишены собственных оснований, а значит - не существуют. А невозможно дать то, чего нет. Тем более дать - армянам.
Так не бывает! - как правильно рассудил Зардушт Ализаде.
А Азербайджан ничего этого так и не понял...
www.karabah88.ru
Сейран Степанян
06.03.2011