«А могут ли современные Россия и Турция быть стратегическими партнерами? Грубо говоря, способны ли современные политические режимы — персоналистский РФ и такой же Турецкой Республики — быть такими партнерами? Ответ однозначно отрицательный», - такой комментарий дал в интервью электронной газете «Бизнес Online» директор центра политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ, политолог Павел Салин. Отвечая на вопрос издания по поводу нынешних отношений между двумя странами и их перспективах, российский эксперт в частности сказал:
«…У любого персоналистского режима, безотносительно того, какое это государство, не может быть стратегических партнеров, а только политические противники, у которых все более рационально, просчитано, а потому более долгосрочно. Такой режим, его устремления и приоритеты определяются очень субъективно и «хотелками» первого лица.
Персоналистские политические режимы характеризуются достаточно динамичной, если сказать так вежливо, политкорректно, в том числе и внешней политикой. Грубо говоря, они очень быстро ссорятся, так же мирятся с различными игроками. Яркий пример — взаимодействие России и Турции, динамика этого за последние пять лет. В 2015-м был большой скандал после сбитого российского самолета в Сирии.
На персональном уровне все жестко переживалось, Владимиром Путиным подобное было воспринято как удар в спину лично от Эрдогана. Потом это способствовало очень серьезным экономическим потерям, российское население за такое платило: турецкие помидоры и все прочее. Затем, опять же персонально, двух лидеров помирили при посредничестве других стран, в том числе Казахстана. А сейчас возникают новые напряженности, связанные с персональными устремлениями господина Эрдогана к восстановлению Османской империи на новом уровне. Это его задача, которая стоит лично перед ним, а не перед всей Турцией. Не уверен, что данные цели разделяет городское население страны, которое режимом Эрдогана недовольно. Поэтому он с целью своей внутренней легитимации, усиления собственной позиции на фоне экономических проблем и перезапуска своей системы пытается добиться серьезных внешнеполитических проблем, играя на запросе периферийного провинциального электората на имперскую идею. На чем, в принципе, играли раньше и российские власти. И сейчас пытаются играть, но уже безуспешно».