Пока идёт своеобразная «игра» между торком Кокол Пищчикогли (то бишь – и.о. премьера Армении Пашиняном, и не надо удивляться: уже очень многие в Армении считают его не просто предателем, а именно турком…) и пресс-секретарём Кремля Дмитрием Песковым по вопросу – а «обращался ли Пашинян к Путину с письмом об оказании российской военной помощи Армении?», в одной из соседних стран проявили намерение и без Пашиняна и России решить вопрос о том, а что будет с марзом Сюник?
Впрочем, 17 мая тифлисский армянин (он же – глава МИД России) Сергей Лавров тоже «подал голос» - мол, зачем там «что-то», «Россия готова содействовать Армении и Азербайджану в проведении работ по демаркации границы», и «повода для нагнетания эмоций по ситуации в Сюникской области Армении нет». Ой, как вы беззастенчиво врёте, господин Лавров! Нам «на местах» видней, чем вам там на вашей Смоленской площади – есть или нет повода для…. И не «нагнетания эмоций», а для обоснованной обеспокоенности уже не только населения Армении, а и всего мирового Армянства. Я уверен – в том числе, для армян-граждан вашей России.
Руководство МИД России просто решило быстро среагировать на то, что 16 мая председатель Комиссии по нацбезопасности, обороне и внешней политике Мажлеса (парламента) Исламской Республики Иран доктор Моджтаба Золнури, комментируя кавказо-татарские провокации в отношении границ Армении в марзе Сюник, жёстко заявил: «Позиция Исламской Республики Иран очень ясна и решительна: мы не принимаем каких-либо изменений в регионе, территориальная целостность стран региона должна быть сохранена. Мы также не принимаем какую-либо надрегиональную силу у наших границ. Если часть территории Армении захотят взять и наши границы подвергнутся изменениям, то у нас на этом фоне появится новый сосед, это для нас неприемлемо. Существующие между Ираном и Арменией границы должны быть защищены и полностью сохранены». Как ещё иранская политическая элита должна «сказать» и марионеткам-торкам в Ереване, и режиму курдо-еврея И.Алиева, что не потерпит на своей северной границе никакого «Зангезурского коридора»? Ужесточим формулировку господина Золнури: Иран не позволит изменить свои северные границы, то есть Иран не позволит ни Турции, ни «ковкаси-татаристану» (то бишь – «азербайджану»), ни тем более внерегиональным силам «торговаться» вокруг армяно-иранской границы. Все ли поняли, что наш южный сосед не шутит?
Кстати, вроде бы и марионеточный режим Пашиняна обрадовался. Сразу после заявлений доктора Моджтаба Золнури, посол Армении в Тегеране Арташес Туманян, проводя переговоры с министром дорог и градостроительства ИРИ Мохаммадом Эслами, заявил, что Армения рассчитывает на поддержку дружественного Ирана для того, чтобы положить конец провокационным действиям «азербайджана», (мы настаиваем на том, что это гособразование не имеет права называться Азербайджаном, потому что есть только ОДИН Азербайджан, и это – провинции Северного Ирана…) угрожающим стабильности региона и территориальной целостности Армении. Подтвердив необходимость сохранения принципа территориальной целостности и нерушимости границ, стороны обсудили работы, направленные на реализацию программы «Международный транспортный и транзитный коридор Персидский залив - Чёрное море». «Министр Эслами сообщил о готовности руководства ИРИ задействовать вышеупомянутый важнейший транспортный коридор, который, по словам министра, направлен не только на экономическое развитие, но и на обеспечение безопасности региона. Посол Туманян подчеркнул необходимость укрепления транспортной оси Север-Юг, отметив, что это исходит из интересов всех вовлечённых в программу стран и является лучшим средством противодействия стремлениям дестабилизации ситуации в регионе», - говорится в опубликованном заявлении посольства Армении в Иране.
Подводим краткий промежуточный итог над отмеченными сообщениями от 16 и 17 мая:
- Иран следит;
- Иран НЕ ШУТИТ;
- Иран предупреждает;
- Вопросами о Сюнике и территориальной целостности Армении, нас хотят заморочить и заставить «забыть» об оккупированном Арцахе;
- Россия насторожилась из-за уже третьего или даже четвёртого по счёту открытого предупреждения Ирана о том, что никакого «Зангезурского коридора» по Армении официальный Тегеран не потерпит и не намерен потворствовать туркам и кавказским татарам, равно как и государствам, которые содействуют Турции и «азербайджану». Лавров – и сам глубоко задумайтесь, и вашему «хозяину» передайте «пламенные приветы» от иранской системы обеспечения безопасности и обороны.
Но, не менее интересно, а что же писали СМИ Ирана о ситуации с Арменией и Закавказьем в целом в майские дни. Граждане Армении, армяне-граждане других стран – иранцы, как оказалось, очень внимательно и с тревогой следят за тем, что в итоге вышло из-за оккупации Республики Арцах. На решительные выводы иранские эксперты пока не готовы. Но вот что интересно – в Тегеране поняли, что Турция изгоняет Иран из Закавказья.
«Франция выступила в защиту Армении», пишет новостное агентство «Хагаег-е Кавказ» 13 мая, сообщая об обострении на одном из участков границы между Арменией и Азербайджаном. Речь – конечно же, о вторжении кавказских татар и оккупации ряда наших земель в марзах Сюник, Гехаркуник и Вайоц Дзор. На фоне сообщений о вторжении азербайджанских войск на территорию Армении президент Франции Эммануэль Макрон в своём твиттер-аккаунте вновь подчеркнул поддержку Парижем Еревана. Французский лидер заявил, что Париж требует отвода войск «азербайджана» и продолжает поддерживать армянский народ. Кроме того, он подчеркнул, что решение спорных вопросов, в том числе и территориальных, возможно только дипломатическим путëм…
Странно, но с «какой лампочки» Макрон, или, допустим, Госдепартамент США, как и иранское агентство «Хагаег-е Кавказ», вдруг используют фразу «спорные территориальные вопросы» применительно к тому, что в иных ситуациях все эти страны официально называли (по крайней мере, до 2021 г.) «международно признанной территорией» Армении. Двуличность и четверная мораль «мирового сообщества» видна вам, граждане Армении? А армянам – гражданам Франции или США? Вы вот на эти страны возлагаете ваши вопли и надежды на «справедливость»? Особо удивляет тот факт, что агентство «Хагаег-е Кавказ» решило не комментировать Макрона, и не вспомнило о словах министра иностранных дел Ирана Мохаммада Джавад Зарифа, произнесённых в феврале 2021 г. в Ереване – о том, что территориальная целостность Армении для Ирана – это «красная линия»…
Но самый острый вопрос поставила 10 мая газета «Хамшахри»: «Что нужно Турции на Южном Кавказе?». Журналист Вахид Шарбати пишет о том, что после прихода к власти в Турции Партии справедливости и развития (AKP) в 2002 г., региональная и международная политика Анкары претерпела значительные изменения. Если ранее турки почти целиком ориентировались на Запад и НАТО с расчётом таким образом получить членство в Европейском союзе, то после 2002 г. они стали проводить более независимую и прагматичную политику. Одной из важных её составляющих является укрепление турецкого влияния на соседние государства, что в полной мере относится и к Закавказью. Причем там интересы Анкары столкнулись с интересами России и Ирана - двумя важнейшими политическими и экономическими силами в регионе, констатирует эта консервативная газета. Турция сделала ставку на три фактора:
- Продвижение политики пантюркизма и неоосманизма;
- Участие в решении главных вопросов региональной безопасности;
- Обеспечение транзита товаров и энергоресурсов через регион, а также строительство нефтепроводов и газопроводов из «азербайджана» в Европу.
И вот журналист Шарбати пишет то, что привлекло внимание читателей и в Иране, и в других странах: «Конкуренция с Ираном в первую очередь относится к экономической сфере, но не ограничивается ею - подстрекательство Турцией Азербайджана как против Армении, что вылилось в недавнюю карабахскую войну, так и против Ирана, не может не беспокоить Тегеран. В каком-то смысле по мере продвижения Анкары на Южном Кавказе там остаëтся всë меньше места для иранцев. Вместе с тем турецкое влияние на регион также вызывает озабоченность России, которая опасается, как и Иран, дестабилизации ситуации вблизи своих границ и расширения здесь присутствия НАТО. Поэтому объединение усилий на основе общности интересов пойдëт на пользу Тегерану и Москве, заключает Шарбати.
Не станем скрывать – с 2015 г. Иран сам предлагал и России, и Китаю пойти на создание военно-политического союза. И мы уверены, что только из-за России – точней, из-за «братских» отношений Владимира Путина и Реджепа Эрдогана, предложение Ирана не получило развития. И вот в 2021 г. Тегеран снова предлагает Москве «объединить усилия». Но запомним: накануне иранских выборов, одна из самых влиятельных и консервативных газет Ирана реанимирует идею о тандеме Иран-Россия как о факторе противостояния Турции. Как нам представляется, Москва хотя бы на уровне какого-нибудь Russia Today будет вынуждена ответить – хотя бы только иранской газете «Хамшахри»…
Сергей Шакарянц, независимый эксперт (Ереван)