Проведенные практически одновременно в Армении и Турции соцопросы окончательно и бесповоротно расставляют точки над i в непростых отношениях двух соседних стран…
СОГЛАСНО GALLUP INTERNATIONAL ASSOCIATION, против возможного открытия армяно-турецкой границы категорически против высказались 54,6% и «скорее, против» - еще 7,6%. Полностью поддерживают это менее 7% опрошенных.
В свою очередь, стамбульский университет Kadir Has опубликовал на днях результаты исследования Turkey trends-2021, из которого становится ясно, что абсолютное большинство опрошенных, почти 61%, рассматривают Армению как угрозу Турции, а 66,2% выступают против восстановления отношений с нашей страной.
На этом фоне власти Армении смешивают два понятия – нормализацию отношений и примирение, пытаясь скопом решить все проблемы, в том числе глубинные. Тюрколог Рубен Мелконян на обсуждении по теме «Армения-Турция: примирение под Байрактарами» заявил, что эти два понятия должны быть отделены друг от друга: одно дело – установление дипотношений и открытие границ между двумя странами, и совершенно другое – примирение с Турцией.
Еще раньше о необходимости отличать нормализацию отношений от примирения говорил в интервью на страницах «ГА» научный сотрудник Французского центра разведывательных исследований (CF2R), член редакционного совета геополитического журнала Conflits Тигран Егавян («Над Арменией и Арцахом нависла угроза» - «ГА», 9 февраля 2022г.).
Тюрколог Тиран Локмагезян высказывается на означенную тему еще жестче, полагая, что политика Турции и сегодня не изменилась, преследуя цель поставить Армению на колени, подчинить себе, а еще лучше – вообще стереть с лица земли.
И все-таки откуда такая одержимость турок в отношении Армении, которая явно не представляет для них опасности? Любопытный ответ на этот вопрос дает уже упомянутый выше Тигран Егавян в своем интервью для ENDER (Entreprise Défense & Relations Internationales): «Турки и азербайджанцы, объединенные языковой общностью, а то и общностью судьбы, считают маленькую, изуродованную и обескровленную Армению неким несоответствием. Для них опасность не столько физическая - поскольку ни в одном случае Армения официально не ставила под сомнение границы, доставшиеся в наследство от Карского договора 1921 года - сколько психологическая, даже экзистенциальная. Тот факт, что Армения, какой бы маленькой ни была, все еще существует спустя 107 лет после Геноцида, является своего рода бомбой замедленного действия для Турции, которая построила себя как национальное государство на трупах христиан Анатолии. Международное признание геноцида, поддерживаемого Арменией, является камнем в ботинке Анкары». Что же касается азербайджанцев, то их национальное сознание остается запутанным, и единственный объединяющий их нарратив основан на ненависти к армянам.
В то время, как в Турции и Азербайджане под шумные фанфары ратифицируют антиармянскую «Шушинскую декларацию», премьер Армении Никол Пашинян продолжает демонстрировать оптимизм в отношении налаживания отношений с этими странами, примирения с Турцией и открытия «эпохи мира» в регионе. В этом своем заблуждении (возможно, осознанном) Пашинян оказывает Турции неоценимую услугу в деле нейтрализации армянской диаспоры и ее вековых требований. Как считают многие в диаспоре, политика властей Армении сегодня направлена на дальнейшее расчленение зарубежных общин, разделение их на своих и чужих (как и в самой Армении), в результате чего, по замыслу властей, их сопротивляемость волюнтаристским действиям правительства Пашиняна существенно упадет…
МЕЖДУ ТЕМ У ЭРДОГАНА НАЧИНАЕТ УХОДИТЬ ПОЧВА ПОД НОГАМИ. В середине прошлого года он, совершенно не разбирающийся в экономике, встретился с главными исполнительными директорами 26 крупных американских компаний и наговорил им много неправды о турецкой экономике. Кстати, популизм, авторитарный стиль руководства и слабое представление об экономических закономерностях весьма сближают Эрдогана и Пашиняна.
Рассказанную главам американских компаний ложь пришлось опровергать одному из ведущих экономистов мира Дарону Аджемоглу - армянину, родившемуся в Турции, который сейчас является профессором экономики в Массачусетском технологическом институте в Бостоне (кстати, его имя часто упоминается как будущего номинанта на Нобелевскую премию). Во время одного из видеоинтервью Аджемоглу прямо опроверг пропагандистскую картину турецкой экономики Эрдогана, заявив: «Я очень опасаюсь, что экономический кризис в Турции может углубиться».
Вот выдержки из описания Аджемоглу плачевного состояния экономики Турции, которую своей бездарной политикой довел до катастрофического состояния сам Эрдоган: «Турция переживает самый острый экономический кризис за последние 5 лет. Были крупные кризисы, которые начались не только после пандемии, но и до нее. Увеличение долгов, ухудшение балансов… В бюрократии мало людей, которые могут правильно заниматься экономикой и улучшать ее. Особенно кадры, созданные при Берате Албайраке (экс-министр финансов Турции, приходящийся зятем Эрдогана), не смогли обеспечить правильный подход к тому, что необходимо сделать… Особенно за последние 5 лет безработица и неравенство достигли очень высокого уровня в Турции».
Таким образом, реальность такова, что турецкая экономика обанкротилась, и миллионы турецких граждан находятся на грани голодной смерти, в то время как коронавирус бушует, как лесной пожар, что ставит Турцию в топ ведущих стран по количеству инфекций в мире. И, как ни парадоксально, именно сегодня политическую поддержку находящейся далеко не в лучшей форме Турции оказывают власти Армении…
Ашот Арамян, "Голос Армении"