Очередной номер газеты «Краснодарские известия», увидевший свет 15 ноября, представил своим читателям обширный материал, рассказывающий об армянских свадебных традициях. Главная городская газета столицы Кубани разместила публикацию редактора газеты Елены Дубовой, в которой рассказано о том, как армяне играли свадьбы раньше и как делают это сейчас.
Лаваш на плечо, танец со свекровью: как проходят армянские свадьбы
Визитная карточка армян — яркая самобытная свадьба. Какие ее древние и необычные обычаи дошли до сегодняшнего дня?
Об армянской свадьбе в шутку говорят: кто на ней был, тот видел все. Мне повезло: я видела все несколько раз. В детстве даже участвовала в подготовке свадебного торжества, так как наша семья жила бок о бок с армянами и дружила с ними. Навсегда запомнила шум, который поднимался на улице, когда делегация жениха направлялась к дому невесты. Под громкую национальную музыку люди шли танцуя и не торопясь: соседи должны были успеть выйти на улицу, чтобы засвидетельствовать происходящее и разделить радость. Родные жениха несли на головах подносы с подарками родителям невесты. Как правило, это были фрукты. Свадьбу праздновали во дворах несколько дней, а пальцев невесты было не разглядеть из-за большого количества золотых колец, которыми ее одаривали гости. А как сейчас? Что из этих и других древних свадебных обычаев дошло до наших дней?
В первый раз жениху отказывали
— Неизменный церемониал армянской свадьбы включает в себя сговор, обручение и собственно сам праздник, — рассказал нам руководитель управления информации САР Краснодарского края Тигран Тавадьян. — Еще лет пятьдесят назад родители делали выбор за молодых. Когда же решение принималось, близкие жениха шли в дом девушки просить ее руки. Хнамахос (разговор будущих сватов), или сговор нередко происходил вечером, после захода солнца. Расчет здесь был простой: в темноте не видно позора отвергнутого кавалера. Во время первого сговора сваты обычно получали отказ, поскольку, если родители невесты сразу соглашались отдать дочь, считалось, что у нее имелся какой-то изъян, например, упрямая, с характером или не справляется по хозяйству. Даже если жених всех устраивал, то он получал отказ, и ждали, когда придет в следующий раз. Затем может произойти второй и третий хнамахос, во время которого будущие родственники знакомятся ближе и обговаривают детали предстоящих мероприятий. Третий визит фактически приравнивался к помолвке.
Как сейчас?
Сейчас юноши и девушки вольны сами выбирать, с кем разделят свою жизнь. Но традиция отказывать сватам в первый раз соблюдается очень часто. При этом все стороны понимают, что это лишь формальность. Второй раз родственники жениха придут в дом невесты после паузы в 2-3 дня. И да, в наши дни традиция сватовства по вечерам сохраняется, особенно если действо происходит в небольшом поселке, где все друг друга знают.
Невесте приносили даже платье
Одним из важнейших этапов свадебного цикла в армянских традициях считается обручение, или ншандрек. Дословно это слово можно перевести как «поставить знак, метку». Сторона жениха приносит подарки в дом невесты, ей на руку надевают кольцо. Считается, что после этого уже никто и ничто не вправе помешать единению двух сердец.
Раньше обручение и свадьбу могли проводить и в разные дни, и в один. Если было решено совместить два важных обряда, то в условленный день жених со своими родственниками шел в дом невесты с подарками. В армянском языке есть выражение «сини капел», дословно оно переводится как «завязать поднос» с подарками, то есть красиво оформить его.
Еще какое-то время назад подносы или корзинки с дарами собирали родственники жениха. В качестве подарков клали фрукты, сладости, коньяк, вино, духи, косметику, украшения, туфли невесты, фату. В некоторых вариациях традиции приносили даже свадебное платье. Родственники жениха, держа дары над головой, танцевали под веселую народную музыку — для чего специально приглашали музыкантов. Навстречу выходили родные невесты, принимали подношения и благодарили ответными подарками — круглой гатой (сладкий сдобный праздничный пирог) и другой армянской выпечкой.
Затем компания заходила в дом к накрытому фуршетному столу, а женщины со стороны жениха шли в комнату невесты, чтобы под песни помочь ей одеться. Также у девушки могли украсть одну туфлю, которую кавор (крестный свадьбы) должен был выкупить. Как правило, туфлю невесте надевал ее брат.
Считалось, что жених не должен видеть свою возлюбленную, пока кавор не заплатит за нее выкуп. Другой вариант — кавор должен выкупить невесту у ее братьев.
Нужно пояснить, кто такие крестные свадьбы — кавор и каворкин (жена кавора). Их роль близка к роли свидетелей. Как правило, это уважаемая семейная пара из близкого окружения, которая могла бы служить примером для молодоженов. Крестные свадьбы должны преподнести самый дорогой подарок. Кроме того, обычно кавор и каворкин в дальнейшем становятся крестными детей.
Как сейчас?
Почти все вышеперечисленное выполняется и в наши дни. Только к дому невесты пешком уже не ходят, а корзины оформляют свадебные дизайнеры. Стало редкостью и одевание невесты в принесенные наряды. Как правило, девушка ожидает делегацию жениха во всеоружии: одетая и накрашенная. Одно но — родственницы жениха обязательно что-то ей надевают, как правило, фату.
Осыпали деньгами и золотом
После молодых везли на венчание. Во главе армянской свадьбы всегда стояло именно церковное таинство, а не светская церемония. Дальше свадебный кортеж отправлялся к дому мужа (а не жениха, так как венчание состоялось), где его встречала мать. Она клала молодым на плечо целый лаваш и угощала медом, чтобы у молодой семьи был достаток, а жизнь — сладкой. Прежде чем зайти в помещение, молодожены разбивали тарелки или кувшин на счастье.
На самом свадебном торжестве важной традицией является арси пар — танец молодой жены, который она посвящает своему мужу. Раньше вместе с девушкой танцевала и свекровь — в знак того, что приняла невестку в семью, под свое покровительство.
Однако до этого танца молодая жена еще выходит танцевать для «шабаша» — гости осыпают ее деньгами и дарят золотые украшения. Все собранные деньги отдавали музыкантам.
Утром после свадьбы у армян, как и у многих других народов, раньше было принято подтверждать невинность невесты. Например, в одном из вариантов древнего обычая в дом невесты приносили красное яблоко. А через неделю после торжества мать невесты в первый раз приходила к дочери, чтобы помочь помыть ей волосы.
Как сейчас?
• Сегодня невеста зачастую танцует вместе с профессиональными танцовщицами в национальных платьях. Это по-прежнему один из главных и самых ярких моментов свадебной церемонии. Иногда к ней присоединяется жених, чтобы поддержать возлюбленную.
• У современных музыкантов гонорары фиксированы, и деньги, которыми осыпают невесту, достаются молодоженам.
• Сейчас тоже разбивают посуду на счастье, но делают это уже в ресторане, так как зачастую современные свадьбы отмечают там.
• Никто яблоки после первой брачной ночи сейчас не приносит, а мама новобрачной может встретиться со своей дочерью гораздо раньше.
А вы знаете, что…
• …количество гостей на традиционной армянской свадьбе может исчисляться сотнями? Приглашаются все родственники, друзья и соседи.
• …несмотря на разнообразие яств, главное праздничное блюдо — это хоровац, шашлык. Поэтому вынос хороваца — это целая церемония с песнями и танцами.
• …обязательный атрибут армянской свадьбы — таросики. Это маленькие сувенирчики, символизирующие любовь. Жених и невеста раздают таросики незамужним девушкам и неженатым парням как символ счастья. Название происходит от армянского слова «тарос», которое близко к смыслу можно перевести как «передать».
Важней всего погода в доме
Камо Айрапетян, председатель Союза армян России Краснодарского края:
— И в Армении, и в диаспоре армяне выстраивают свою жизнь в соответствии с обычаями и традициями предков. Конечно, со временем все видоизменяется: сказывается развитие цивилизации, а в диаспоре — инонациональное окружение и образ жизни народов страны проживания. Тем не менее в укладе жизни армян, как и прежде, очень сильны традиции, связанные с семьей: ее созданием, рождением и крещением ребенка. Наш народ всегда отличало почитание старших, прочность брака, гостеприимство, крепость родственных связей, соседская и родственная взаимопомощь. Мы стремимся сохранить это и сегодня.
Подготовила Елена Дубова, «Краснодарские известия»
https://ki-news.ru/