1 января 2009 года исполняется 140 лет со дня рождения Андрея Николаевича Мандельштама – человека, не понаслышке знавшего о бесчинствах турков по отношению к бесправному христианскому населению османской империи.
Российский дипломат, юрист, теоретик международного права и историк Андрей Николаевич Мандельштам родился в Могилеве 1 января 1869 года.
Выпускник юридического и восточного факультетов Петербургского университета А.Мандельштам, спустя пять лет после поступления на службу в министерство иностранных дел в 1898 г/ был назначен драгуном при посольстве российской империи в Константинополе и мог изнутри наблюдать за политическими процессами, происходившими в Оттоманской империи.
Прослужив на посту драгомана вплоть до 1914 года, А. Мандельштам не только принимал деятельное участие в обсуждении Армянского вопроса, подготовил проект реформ в Турецкой Армении, но и представил его в 1913 году на заседании международной комиссии, а по возвращении в Россию создал фундаментальную работу “Судьба Оттоманской империи”. Изданный в 1917 году в Лозанне и Париже на французском языке труд, начинается с предисловия, в котором отмечено, что данная книга написана «на основе добросовестного изучения огромного количества фактов, официальных документов, турецких источников, а также собственных наблюдений автора».
Собранные в специальном разделе книги материалы, языком свидетельских показаний и достоверных фактов, повествуют о депортации и Геноциде армян в Турции, в котором повинны бесчеловечные младотурецкие правители.
«Именно младотурецкое правительство, - писал А.Мандельштам, - с заранее обдуманным намерением хладнокровно декретировало уничтожение армянского народа... С безжалостной твердостью турецкое правительство запрещало и отклоняло всякое милосердное вмешательство... С большей жестокостью, чем при султане Абдул Гамиде, оно казнило тех турок, которые осмеливались помогать армянам» (там же, с. 277—278).
«Страусиной политике» западных держав в Армянском вопросе посвящено другое исследование А. Мандельштама «Лига наций и армянский вопрос перед державами» (1926).
Осуждением позиции цивилизованного мира наполнено, написанное рукой А.Мандельштама предисловие к книге историка Г. Зареванда «Турция и пантуранизм», которая увидела свет в Париже в 1930 году.
Отмечая во вступлении преступные последствия идеологии пантуранизма в Османской империи, здесь же А.Мандельштам критикует странное Мудросское перемирие 30 октября 1918 года между побежденной Османской империей и Великобританией, по итогам которого турков не только не разоружили, но и позволили им вновь укрепиться в Турецкой Армении.
Не оставил без внимания А.Мандельштам большевистскую революцию и Брест-Литовский мир, которые «принесли пантуранистам уже реальные плоды – в виде Карса, Ардагана и Батума. И это несмотря на то, что во время военных действий на всех европейских фронтах союзники неоднократно и самым торжественным образом заявляли о своем решении избавить армян от турецкого ига. Когда же пришло время реальных акций, то на Лозаннской конференции 1922 г, державы поступились в пользу побежденной ими Турции весьма существенными собственными интересами, и, между прочим, отказались от ее капитуляции. Наряду с этим, отказ от армянских прав и оставление армянского плоскогорья в руках турок показались, очевидно, союзникам уступкой гораздо менее тяжелой для их самолюбия и их интересов».
И в завершении предисловия, А.Мандельштам высказал мысль, которая, к сожалению, актуальна и сегодня: «Разрешение конфликтов между государствами и нациями, входящими в их состав, не будет производиться по однообразному рецепту самоопределения народов. Иногда решение придется вынести в пользу государств, иногда – в пользу народностей, в зависимости от того, чего потребуют высшие интересы человеческого общества в каждом данном случае».
Ашхен АВАНЕСОВА, «Еркрамас», №12, декабрь 2008 г.