Принятая на днях Комитетом по иностранным делам Палаты представителей США резолюция, призывающая Турцию выполнить международные обязательства и положить конец всем формам религиозного преследования, в частности, вернуть незаконно конфискованные армянские церкви их истинным владельцам, рождает некоторую надежду (будем реалистами – слабую), что соседнее государство станет, наконец, считаться с мнением цивилизованного сообщества и изменит свою (эпитет оставляю на их собственное усмотрение) позицию. Полагаю, однако, что значение данной резолюции для нас не исчерпывается только адекватной (если она будет) реакцией турецких властей.
Гораздо более сильное впечатление, на мой взгляд, резолюция должна произвести на другого нашего соседа, позиционирующего себя в качестве «маяка демократии» на Кавказе. Ведь в сущности, политика «цивилизованной» Грузии в отношении религиозных меньшинств практически не отличается от политики той же Турции, которая постоянно находится (по заслугам) под огнем критики демократических сил всего мира. Но Грузию щадят – она объявлена «маяком», трогать ее не моги! Между тем, лишь через двадцать лет после обретения независимости и на седьмом году установления так называемого «демократического» режима, под непрерывным давлением мирового сообщества, едва ли не в тайне от своего народа эта страна в экстреном порядке приняла закон, позволяющий религиозным меньшинствам хотя бы оформить юридические права на собственные храмы и иное церковное имущество. И к чему же это привело? К многотысячным выступлениям фашиствующей толпы, ведомой церковниками с хоругвиями и подзюзюкиваемой «лучшими», так сказать, представителями интеллигенции, с требованиями едва ли не установления в стране теократического режима! Одновременно посыпались угрозы в адрес армян (были сообщения и об отдельных нападениях), которые сразу же были объявлены главными виновниками – чего? Получается – демократических преобразований в Грузии. Это, конечно, банально, но приходится напоминать, что какими бы великими демократами ни были верховодители (допустим, что это так), общее положение в стране определяется уровнем правосознания широких слоев его населения. Кто видел толпу фанатиков, шествующих по проспекту Руставели с хоругвиями, и слышал жалкий лепет депутатов парламента, оправдывющихся за свое решение и уверяющих, что никаких уступок другим конфессиям принятый закон в реальности не предусматривает, тот никогда не поверит, что в сегодняшней Грузии действительно установлен демократический строй. В данном вопросе этой стране, несомненно, нужно помочь. Помочь, прежде всего, взглянуть на саму себя трезвыми глазами, избавиться от смешного и унижающего собственное достоинство нарциссизма. Помощь бывает и в виде принуждения, а принуждать должны те, кто имеют для этого соответствующие рычаги. Запад – вот кто принудил законодателей Грузии принять крайне непопулярный закон. Запад же может довести дело до конца, чтобы принятый закон не остался простой отпиской. И упомянутая резолюция должна прозвучать для Грузии предупредительным звоночком. А чтобы наши соседи в очередной раз не притворились глухими, армянское лобби в Конгрессе США уже сейчас должно инициировать мероприятия по распространению принятой резолюции на столь же «толерантную» Грузию; в этом деле, так же как и в «турецком» вопросе, нашими союзниками обязательно будут и представители других конфессий, чьи права ущемлены в «демократической» Грузии в той же степени, что и Армянской Апостольской церкви.
Лично я уже направил соответствующее письмо Кену Хачикяну – председателю Армянского национального комитета Америки, и призываю всех сделать то же самое, чтобы выразить нашу крайнюю озабоченность состоянием религиозной свободы в соседней с нами стране. Электронный адрес Комитета anca@anca.org; писать желательно на английском, но можно и на армянском языке. Я полагаю, что в случае с Грузией мы имеем гораздо больше шансов на успех: целиком зависимая от западного прикорма страна в отношениях с этим самым Западом не может позволить себе такого высокомерия, которое зачастую демонстрирует экономически окрепшая Турция. Но это ей только на пользу. Вынужденная скромность может со временем превратиться в прекрасную привычку.
Григор АПОЯН