Азербайджанская пропаганда, на протяжении двух десятков лет проповедующая ненависть к армянину, оказалась в тупике. Архитекторы этой пропаганды давно уже осознали пагубность своей деятельности, однако, словно разогнавшийся на спуске груженый товарный поезд, не способны остановиться. Между тем, подобная пропаганда ненависти, основанная на лживых утверждениях и выдуманных примерах, демонстрирующих «кровожадность» армян, обернулась прямо противоположным от преследуемого эффектом. Азербайджанские родители, преисполненные ненависти к армянам и всему армянскому, не менее истово боятся отправлять своих чад на службу в вооруженные силы, а азербайджанские призывники всеми силами стараются увильнуть от службы. Интересно, что в азербайджанском фольклоре появилось новое проклятие: что б тебя армянин убил!
Армянин пьет человеческую кровь, армянин рубит головы, сжигает дома, вспарывает животы беременным женщинам, вбивает гвозди в голову – азербайджанская пропаганда, наделившая армян всеми присущими собственному менталитету злодеяниями, доводит собственное население до панического страха перед возможной перспективой оказаться в руках у армянина. Беспрестанное прокручивание по разным каналам телевидения кадров убитых в Агдаме жителей Ходжалу насаждает в обществе страх перед армянином. И уже не понять, какие чувства императивны в сознании азербайджанского обывателя: страх перед армянином, или ненависть к армянину? В любом случае, навязанный азербайджанцу страх влияет на его психику, парализует волю, заставляет его самоустраняться от навязчивой всепроникающей пропаганды.
«Трудно представить, как отразится пропаганда страха и ненависти на психике населения, - говорит врач, доктор медицинских наук В. Б. Сарумян, - однако статистика уже показывает, что в Азербайджане наиболее высокий процент самоубийств в СНГ. А сравнение с предыдущими годами указывает на неуклонный рост этого явления». Симптоматично, что Азербайджан также занимает первое место в процентном отношении по количеству убийств близких родственников. Профессор Сарумян считает, что убийство близких родственников является одним из наиболее «безопасных» убийств, так как «убийце хорошо известны слабые стороны жертвы». «Многочисленные самоубийства и убийства объясняются не суицидальными или гомицидальными наклонностями, а царящим в обществе страхом и отчаянием», - считает В. Сарумян.
На многих азербайджанских сайтах есть рубрика «Наиболее читаемые материалы». Долгое время изучая интересы азербайджанских пользователей интернета, могу с уверенностью сказать: политические проблемы, в том числе и проблема нагорно-карабахского конфликта, волнует азербайджанскую молодежь если не в последнюю, так и далеко не в первую очередь. Заголовки статей и новостей типа «Я не стану перепрыгивать из одной постели в другую» или «Тельман Исмаилов отправил за детьми золотой самолет», волнуют азербайджанскую молодежь гораздо больше, чем «Армяне убили на линии соприкосновения армянку» или «Армяне вновь нарушили перемирие по нескольким направлениям». Психика молодых людей не выдерживает, и они «уходят» в свой собственный виртуальный мир, в котором царят не насилие и убийства, а некая духовная нирвана плюс недосягаемые для рядового жителя республики нефтедоллары. Деньги привлекают азербайджанского юношу не только как возможность вести роскошную жизнь, но и, в первую очередь, как возможность откупиться от призыва в вооруженные силы.
Можно было бы подумать, что подобное общество Азербайджана выгодно армянским государством, ибо с изначально боящимся противником всегда легче воевать. Однако это не так. Война войной, в ней мы всегда способны победить, но когда-нибудь наступит и мир. А тогда уже нам придется жить по соседству и общаться с больным обществом, людьми с травмированной психикой. Фактически, Азербайджан готовит не воинов, истинные воины всегда благородны, а трусливых и оттого беспощадных ночных убийц с топором, вроде Рамиля Сафарова.
В Азербайджане страх пронизал все слои общества, от рядовых крестьян, до «народных избранников» и высокопоставленных чиновников. Каждый государственный чиновник считает себя обязанным, вернее, вынужден, время от времени выступить с очередным «разоблачением» кровожадности армян. А то, что они вынуждены это делать, красноречиво подтверждается некомпетентностью и грубыми необязательными ошибками. Так, на днях получил «галочку» за очередное антиармянское интервью депутат Милли меджлиса Азербайджана Айдын Мирзазаде. Устроив одновременно грустное и смешное зрелище.
В самом деле, если человек, депутат высшего законодательного органа государства не знает, сколько квадратных километров советского Азербайджана являются ныне территорией Нагорно-Карабахской Республики, то это может значить только одно: этот вопрос ему просто не интересен. А выступать, получить «галочку» необходимо. Вот и выходят из под его пера «перлы» о том, что армяне овладели территорией «бывшей Нагорно-Карабахской автономной области Азербайджана, а также прилегающие к ней 12,6 тысяч квадратных километров земли. В результате вместе с 4,4 кв. км земли НКАО Азербайджан потерял 20 процентов своей территории». Небольшая статья Мирзазаде изобилует подобными шедеврами: «Да, в Европе существуют малые государства - франкоязычный Люксембург и немецкоязычный Лихтенштейн. Но они возникли не в результате захвата Францией и Германией провинций друг друга, а путем исторического развития» или «…город Иреван стал Ереваном, озеро Гекча - Севаном, но и гора Агрыдаг стала Араратом».
Не думаю, что Мирзазаде является непроходимым невеждой. Просто он справедливо считает, что в его депутатские обязанности входит хулить армянский народ. А на каком интеллектуальном уровне это будет сделано и как это отразится на его депутатском имидже, дело десятое. Все равно, в Азербайджане депутатов не выбирают, а назначают, и назначают как раз тех, кто не забывает о своей непосредственной обязанности: пугать соплеменников армянской агрессией и поплакаться об «утраченных исконно азербайджанских территориях».
Насаждение страха является одним из необходимых элементов деспотии. Общество, в котором каждый боится каждого, а все вместе некоего мифического чудовища. Парализованное страхом общество теряет способность адекватно мыслить и реагировать на происходящее. Оно чувствует себя беспомощным и беззащитным. Ибо ежедневно подвергается моральному и психологическому террору. Насаждение страха и ужаса – это и есть террор. При этом террор в Азербайджане опирается не только на штыки, но и на деньги.
Выдающийся историк, академик Е. Тарле, пытался разобраться в мотивах того, почему министр иностранных дел Франции Талейран не боялся открыто грабить казну государства. Неужели он не понимал, что народ будет возмущаться и может его снести, задавался вопросом Тарле. И сам же отвечал: «Нет, Талейран все прекрасно понимал и рассчитал. Он крал в таких масштабах, что сам размер хищений ужасал и заставлял прикусить языки». Интересно, в МГИМО изучали Тарле?
Левон МЕЛИК-ШАХНАЗАРЯН,
информационно-аналитический портал «Voskanapat.info»