В Турции начался новый виток репрессий, скандалов и внутриполитического напряжения. Причиной стало разоблачение антиправительственной подпольной организации Kaplanlar, которая, якобы, вела криминальную деятельность, ставя окончательной целью свержение действующих турецких властей. Ее лидер Айхан Бору Каплан сидит в тюрьме с осени прошлого года.
В связи с раскрытием сети заговорщиков в Стамбуле были задержаны, а затем уволены высокопоставленные сотрудники полиции, якобы помогающие организации и покрывающие ее незаконную деятельность.
В ЦЕЛОМ ВЕСЬ ЭТОТ СКАНДАЛ БОЛЬШЕ ПОХОДИТ НА РАЗОБЛАЧЕНИЕ обычного криминального синдиката, завлекшего в свою деятельность группу высоких полицейских чинов. Таких случаев не счесть в истории практически всех государств мира. И уж тем более ничего странного в нем нет в контексте Турции. На данный момент эта страна является одной из самых криминализированных в мире в силу облегченной процедуры гражданства, отсутствия полноценного взаимодействия с партнерами по линии выдачи разыскиваемых преступников, массового наплыва беженцев, коррумпированности госсистемы, разгула экстремистской идеологии и т.д.
Однако Турция не была бы Турцией, и Эрдоган не был бы Эрдоганом, если бы криминальный скандал не приобрел политический резонанс и не стал поводом для новых масштабных репрессий против оппонентов действующей власти.
Во-первых, вызывает удивление тот факт, что "попытку переворота" раскрыли не спецслужбы страны, а идеологический соратник президента Довлет Бахчели, который с трибуны парламента обратился к властям с предупреждением о заговоре. Это потом уже Эрдоган с его подачи созвал ночью к себе в канцелярию глав секретных служб и правоохранительных органов и потребовал задержать всех причастных к делу "преступников". Получается, что спецслужбы не ведали ни о каком заговоре, узнали о нем от Эрдогана, которого, в свою очередь, уведомил об этом Бахчели, и тут же сломя голову помчались арестовывать виновных.
Удивительно, но уже на следующий день былb арестованs несколько сотен человек. Причем публика оказалась абсолютно разношерстной как в плане политических взглядов, так и социальных, можно сказать, житейских приоритетов. Это и полицейские, и чисто криминальные элементы, и работники судопроизводства, и, конечно же, предполагаемые члены организации ФЕТО, созданной обитающим ныне в США ярым противником Эрдогана Фетхуллахом Гюленом. Последних было задержано за одну ночь аж 544, и не факт, что это число не будет расти.
Каким образом все эти люди были взаимосвязаны и дружно готовили переворот, непонятно. Объяснения властей крайне запутаны, и чрезвычайно сложно разобраться в логике их действий. Причем, с одной стороны, Министерство юстиции, прокуратура, спецслужбы заявляют о том, что расследование находится на начальной стадии и все ответы будут даны на определенном этапе, с другой - Эрдоган уже успел заявить, что за заговором стоит Гюлен, и что в этом его поддерживали США.
СКЛАДЫВАЕТСЯ ОЩУЩЕНИЕ, ЧТО НЕ ГЛАВА ГОСУДАРСТВА в своих заявлениях пользуется данными следствия, а наоборот, правоохранительные и судебные органы подгоняют дело под президентские предпочтения и интересы. Впрочем, это совершенно обыденная для нынешней Турции практика.
С подачи властей турецкие СМИ сравнивают нынешнюю ситуацию с событиями лета 2016-го, когда после провала попытки переворота по всей стране за считанные дни было арестовано до 40 000 человек. Пресса и общество гадают, сколько людей будет брошено в тюрьмы и предстанет перед судом сегодня, в результате раскрытия нового неудавшегося "заговора". Ведь "брать" будут - и уже "берут" - всех без разбора, без какой-либо доказанной причастности к делу, без видимых усилий мало-мальски правдоподобно сфабриковать обвинение.
Единственное, что объединяет "заговорщиков" и в силу чего их дела приобщают к воображаемому перевороту, - неприязнь к Эрдогану, опрометчиво где-то высказанная либо приписанная им в доносах недоброжелателей. Эрдоган стремится очередной волной репрессий раз и навсегда избавиться от остатков не симпатизирующих ему и не разделяющих его идейно-политические взгляды сил в госаппарате, политическом поле и обществе.
И это весьма симптоматично для его двадцатилетнего режима. Судебный процесс над "Эргенеконом", дело о заговоре гюленистской организации "Хизмет", расправа над зачинщиками июльского переворота 2016-го… Всякий раз, когда кресло под Эрдоганом начинает шататься из-за неудачной экономической политики, коррупционных скандалов, излишней вовлеченности страны в региональные войны, либо всего этого вместе взятого, в Турции вдруг вскрывается очередной заговор. И как следствие - сотни и тысячи политзаключенных отправляются гнить на нарах переполненных тюрем.
При этом всякий раз оказывается, что в неудачах государства виновны крамольники и смутьяны, сеющие в стране хаос и сбивающие ее с пути порядка, прогресса и процветания.
"РАСКРЫТЫЙ ЗАГОВОР" И ПОСЛЕДОВАВШАЯ ОЧЕРЕДНАЯ ВОЛНА массовых репрессий - это, безусловно, ответ Эрдогана на проигранные с треском муниципальные выборы и превентивная мера в контексте возможных внеочередных президентских и парламентских. Ситуация для него сложна вдвойне, поскольку речь идет об опасности не только потерять личную власть, но и лишиться возможности плавно передать ее преемнику из своей команды.
А это грозит репрессиями в будущем по отношению к турецкому лидеру лично и демонтажем всей выстроенной им коррумпированной кланово-бюрократической системы.
Эрдоган стремится очистить политическое поле от всех тех элементов, которые априори могут помешать ему вновь собрать прежний электорат и, если будет необходимость, подделать результаты будущих выборов. Он все сильнее "закручивает гайки" и все сильнее возбуждает страх в обществе, исходя из опыта прежних успешных действий по сохранению власти.
Именно поэтому абсолютно бессмысленны попытки мировых и относительно независимых турецких СМИ разобраться в запутанном конспирологическом деле тайной организации Kaplanlar, которая, якобы, готовила переворот вместе с гюленистами, стамбульской полицией, криминалитетом и кем-то там еще.
Это абсолютно характерный случай для эрдогановской Турции, где власть периодически высасывает из пальца перевороты, чтобы потом с большим шумом их разоблачить, загоняя за решетку тысячи своих граждан, зачастую даже понятия не имеющих, в чем, собственно, их обвиняют и почему.
Богдан Атанесян, "Голос Армении"