МИД Турции выступил с официальным заявлением относительно событий в Сирии. Его официальный представитель Онджу Кечели отметил, что «недавние атаки сирийского правительства на Идлиб достигли уровня, который нанесёт ущерб духу и работе Астанинских соглашений, и приведёт к большим потерям среди гражданского населения». По его словам, «поддержание мира в Идлибе и прилегающем районе, расположенном в нулевой точке турецкой границы, является приоритетной задачей для Анкары», пишет известный российский политолог Станислав Тарасов.
Заявление прозвучало только на третий день вооружённых столкновений между сирийской армией и вооружёнными оппозиционными группировками в Алеппо и в Идлибе на севере страны. Но дело в том, что в операции против сирийского правительства участвует не только «Хайят Тахрир аш-Шам» (организация, запрещенная в России), но и протурецкие группировки. Поэтому возникают вопросы к Анкаре о причинах и степени ее вовлеченности в эти события. Об этом рассуждает обозреватель ИА REX Станислав Тарасов.
Сначала о реакции других членов астанинского процесса относительно происходящего в Сирии. Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил, что «обострение ситуации в Сирии российское руководство рассматривает как посягательство на суверенитет республики». По его словам, «Москва выступает за то, чтобы сирийское руководство как можно быстрее навело порядок в Алеппо и восстановило Конституционный порядок в стране».
В свою очередь министр иностранных дел Ирана Аббас Арагчи в телефонном разговоре со своим сирийским коллегой Бассамом Саббахом подчеркнул, что «Иран продолжает поддерживать сирийское правительство, народ и армию в «борьбе с терроризмом, защите региона и обеспечении безопасности и стабильности». Он подчеркнул, что «возобновление деятельности террористических группировок в Сирии — это американо-сионистский план после поражения сионистского образования в Ливане и Палестине».
«Как видим, оценочная реакция событий в Сирии со стороны Москвы и Тегерана отличается от того ,что говорит Анкара, что свидетельствует о появлении кризисных явлений в астанинской «тройке», — отметил Тарасов.
Именно в этом формате с 2017 года удавалось достигнуть несколько соглашений относительно идлибской зоны деэскалации, границы которой были согласованы Россией, Ираном и Турцией в 2019 году. В этой связи Reuters со ссылкой на неназванные турецкие источники в сфере безопасности высказывает версию, согласно которой «Турция дала молчаливое согласие на выступление в Сирии оппозиции именно в данный момент в силу предполагаемого ослабления влияния Ирана в Ливане и в Сирии».
Кстати, продолжил Тарасов, с этим связывается и срыв посреднических усилий Москвы по нормализации отношений между президентом Сирии Башаром Асадом и президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом. Процесс нормализации отношений Турции с Сирией зашёл в тупик из-за того, что Асад настаивает на выводе турецкой армии с сирийской территории как «оккупанта», в то время как Турция настаивает на своём присутствии до принятия новой конституции страны и реализации политического решения в соответствии с резолюцией 2254 ООН, продолжил политолог.
«В целом, происходящее в Сирии можно воспринимать по-разному. То, что это происходит на фоне отвлеченности Москвы на проведение СВО, как бы говорит о том, что определенные силы пытаются как бы вытянуть часть поддержки российских войск с украинского фронта на Ближний Восток. Видимо, не случайно эскалация началась сразу после объявленного при посреднической американцев перемирия между Израилем и «Хезболлой» под предлогом «восстановления границ зоны Идлиба». Бросается в глаза и уровень организации боевых действий оппозиции, что может свидетельствовать о возможной помощи Турции на этапе планирования операции. Но прямая поддержка, оказываемая Турцией группировке «Хайят Тахрир аш-Шам» (организация, запрещенная в России) неочевидна, их общие интересы могут носить тактический характер. Джихадистские силы, возглавляемые группировкой «Хайят Тахрир аш-Шам» (организация, запрещенная в России) заявила и о намерении «пойти на Дамаск, свергать Асада». При этом лидеры группировки заявляют, что «переговоры между Дамаском и Анкарой при посредничестве и участии Москвы представляют собой опасное отклонение от целей сирийской революции». Посмотрим, что будет дальше», — резюмирует Тарасов.
iarex.ru