Армянские церкви Грузии всегда вызывали интерес, и не только армян или любителей церковной архитектуры. Многие из этих храмов построены в средние века, и, сохранившись до наших дней, эти сооружения свидетельствуют о высоком духовном и культурном уровне как Грузии, так и армян, населявших страну и строивших её вместе со всеми её гражданами.
К сожалению, после распада СССР и прихода к власти первого президента независимой Грузии Звиада Гамсахурдиа, ряд армянских церквей подвергся как внешним, так и внутренним изменениям. Попросту говоря, как снаружи, так и изнутри стирались все следы, свидетельствующие об их армянском происхождении. К примеру, в столице страны подобным актам вандализма подверглись пять церквей: Сурб Карапет, Сурб Хач, Карап Сурб Геворг, Сурб Степанос и Петхаинская церковь. Именно последняя из вышеперечисленных, впоследствии – грузинизированных церквей, была, грубо говоря, минимально переделана, – на ней, даже после начала богослужений представителями Грузинской Православной Церкви, уцелели армянские надписи.
Но 2011-ый год стал роковым для одной из них. У входа в церковь, точнее говоря, несколько правее находилась надгробная плита, на которой отчётливо виднелись армянская и грузинская надписи:
В течение нескольких лет после открытия церкви горожане и туристы могли видеть это, практически единственное надгробие Петхаинской церкви. Но, буквально неделю назад один из тбилисцев, заходя в церковь, обратил внимание на непривычный облик каменной плиты. Надписи и орнамент были основательно отшлифованы:
Как видно, проводя ремонт прицерковной территории, рабочие немного изменили её, судя по новой каменной плитке; а также «обновили» вид старого надгробия, сделав его безымянным. Судя по уже бывшей надписи, где отчётливо виден 1860 год, это надгробная плита 19-го века.
Остаётся только ответить на вопрос: кому и зачем понадобилось совершать акт вандализма, если в 90-ых годах прошлого века и всё десятилетие нынешнего эта надпись никому не мешала; более того, – эта церковь не входит в список т.н. «спорных», и Армянская Апостольская Церковь на неё не претендует.
http://times.am/