Геополитические сдвиги начала ХХ в. (Первая мировая война, революция 1917 года, падение Российской и Оттоманской империй) обернулись для Армении тяжелейшим испытанием – Геноцидом и потерей Западной Армении. Потрясения конца ХХ века, вызванные поражением СССР в холодной войне, также негативно отразились на армянском обществе: мы понесли тяжелый урон в экономической, социально–демографической и особенно в научно-технологической областях. Однако наряду с потерями благодаря цивилизационным ресурсам и накопленному во Второй Республике потенциалу Армения смогла отчасти реализовать свои национальные задачи: она победила в Арцахской войне и сумела сформировать Третью и Нагорно-Карабахскую республики.
Известно, что де-юре Республика Армения и Нагорно-Карабахская Республика обрели свой статус независимого государства в 1991г. Представляется, однако, что этот этап нашей истории следует датировать с 20 февраля 1988г., когда Областной совет НКАО принял решение о выходе из состава Азербайджана и присоединении к Армении, а на Театральной площади в Ереване состоялся первый массовый митинг.
Если же попытаться систематизировать этапы пройденного нашим обществом пути в тот период, то можно представить следующую, несколько условную схему:
1. Формирование национального общественно-политического движения, демонтаж советской системы, фактический и юридический выход Армении из состава СССР (1988-1991гг.).
2. Организация вооруженного сопротивления азербайджанской агрессии: вначале – стихийного, потом – в форме добровольческих отрядов и регулярной армии. Этот процесс завершился победой над Азербайджаном и подписанием перемирия в Бишкеке (1989-1994гг.).
3. Процесс становления национального государства в формате двух армянских республик – РА и НКР (1990г. – по сей день).
Победу в арцахском противостоянии часто приписывают исключительно осознанию правоты своего дела, патриотизму, храбрости и энтузиазму народа. Безусловно, без этих факторов нельзя было победить, однако они формировались и за счет других объективных обстоятельств. Попытаемся выделить основные, сыгравшие важную роль на этом этапе нашей истории.
АРМЕНИЯ, В ОТЛИЧИЕ от других республик региона, имеет исторический опыт национально-государственного управления и самоорганизации. Даже в те периоды нашей истории, когда была потеряна государственная атрибутика, национальная элита в той или иной форме сохраняла управляемость – именно в смысле национальных ценностей и устремлений – если не всего национального сообщества, то как минимум основных его сегментов.
В ПЕРВОЙ И ВТОРОЙ республиках была сформирована политическая элита нового типа. Невзирая на идеологический антагонизм между деятелями Первой и Второй республик, они в целом сделали многое для сохранения и развития национальных идей. После падения Первой Республики Гарегин Тер-Арутюнян, Драстамат Канаян и др. продолжили свою деятельность в Диаспоре, и их заслуга в деле сохранения армянства велика. В Армянской ССР была сформирована новая плеяда политических деятелей (Ал.Мясникян, Я.Заробян и др.), которые сумели сохранить в армянском обществе национальные идеи, направленные, в частности, на признание фактов Геноцида и потери Западной Армении, воссоединение Арцаха, Нахиджевана и Джавахка с Арменией. Высокий уровень политической культуры был характерен и для НКАО, где борьбу за присоединение к Армянской ССР возглавили представители партийно-хозяйственной элиты (Р.Кочарян, С.Саргсян и другие).
АРМЯНСКОМУ ОБЩЕСТВУ всегда было присуще пиететное отношение к военному делу. К тому же в народе удивительным образом сохранились многовековые традиции и навыки иррегулярного вооруженного сопротивления, что проявилось в годы арцахского противостояния. Сочетание оперативного искусства кадрового офицерства (Н.Тер-Григорян, Г.Далибалтаян, Х.Иванян, С.Оганян, А.Тер-Татевосян и других) и тактической одаренности командиров добровольческих отрядов (С.Бабаян, Л.Азгалдян, А.Гулян, М.Мелконян и другие) позволило победить хорошо оснащенного противника.
АРМЯНСКОЕ ОБЩЕСТВО сумело эффективно использовать 70-летний период пребывания в составе СССР. Республика к концу 80-х превосходила своих региональных соседей в сфере образования, науки и техники, а также в индустриальном развитии. Наличие "критической массы интеллектуалов", имевших высокий социальный статус, положительно влияло на духовно-идейное состояние общества, и вполне закономерно, что в составе комитета "Карабах" превалировали представители именно этого сегмента общества (И.Мурадян, В.Манукян, Л.Тер-Петросян, Р.Казарян, А.Манучарян и др.).
НЕСМОТРЯ НА ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ ограничения, Вторая Республика была своеобразной "свободной культурной зоной" в СССР, где активно творили многие крупные писатели (А.Исаакян, П.Севак), художники (М.Сарьян, Гр.Ханджян) и композиторы (Т.Мансурян, A.Бабаджанян), что благоприятно сказывалось на общем климате общества. Не случайно, что в добровольческих отрядах было большое число представителей творческой интеллигенции.
Однако после победы в войне и завоевания суверенитета Армения, оказавшись вне имперского пространства, столкнулась с новыми вызовами, одним из которых является процесс девальвации столь желанного суверенитета государства. Так или иначе, все союзные республики и страны "народной демократии" обрели атрибуты суверенитета, однако реальный политический статус некоторых из них немногим отличался от прежнего: разница заключалась лишь в том, что центр управления сместился из Москвы в Вашингтон. Часть этих стран получила в аналитической литературе определение proxy, что можно перевести как "управляемая по доверенности", или же как страна "с внешним управлением".
В наступивший после холодной войны период кристаллизации монополярной системы появилось множество публикаций о неизбежном конце государства. За основу концепта принималось то, что процессы интеграции, возрастающая роль транснациональных компаний (ТНК) и неправительственных организаций неизбежно снижают суверенность государства, которое при таких условиях стремится перепоручать свои функции другим структурам.
В свете этого представим некоторые факты о ТНК, считающихся "основными виновниками конца государства". Считается, что первой транснациональной компанией был Орден тамплиеров. Сегодня же, по данным ООН, существует уже более 65 тыс. ТНК, в которых занято свыше 74 млн человек. Характерно, что 52 из 100 наибольших экономик в мире являются ТНК и лишь 48 – государства. Примечательно, что из 500 крупнейших ТНК примерно одна треть приходится на США.
Но у сторонников концепции "конца государства" есть серьезные оппоненты - в защиту национального государства выступают философы, крупные политологи и эксперты авторитетных "мозговых трестов". Они полагают, что суверенные государства, несмотря на трансформации, останутся основными субъектами международных отношений и наиболее эффективным инструментом управления. По мнению американских военных аналитиков, главным вызовом для национальных государств является деятельность террористических организаций типа "Аль-Каиды". Противостоять этому возможно лишь при сохранении и развитии национального государства. Аналогичную позицию занимают и европейцы, которые традиционно являются большими "государственниками", нежели американцы.
Весомые аргументы придал "государственникам" кризис 2009г., когда оказалась, что без государственного вмешательства преодолеть системные потрясения невозможно. Кризис заставил более критично отнестись к догмам ультралиберальной экономики, элементами которой являются и ТНК. Однако наиболее радикально укрепило "позиции" национального государства формирование многополярного миропорядка, предполагающего наличие нескольких центров силы и, соответственно, ведение разновекторной политики, возможное лишь при сильной государственной организации. Еще более высоки требования к государственной организации, когда имеются серьезные проблемы в сфере безопасности. Все эти обстоятельства характерны и для Армении, которая:
ИЗ-ЗА ПРОБЛЕМ, СВЯЗАННЫХ с политическим статусом НКР, находится в состоянии военно-политической конфронтации с Азербайджаном. Эта конфронтация фактически протекает в режиме "окопной войны".
ПО ПРИЧИНЕ ПРОЦЕССОВ, связанных, в частности, с международным признанием Геноцида, имеет неурегулированные, часто переходящие в политическое противостояние, отношения с союзницей Азербайджана Турцией. Эта страна осуществляет блокаду коммуникаций Армении, т.е. отношения с ней можно характеризовать как ситуацию "ни войны ни мира".
ПЕРЕЧИСЛЕННЫЕ ФАКТОРЫ предполагают ведение многовекторной, но не очень комфортной с дипломатической точки зрения политики как со стратегическим союзником Армении – Россией (ОДКБ), так и с Западом (США, НАТО, ЕС).
Другой проблемой, которую нельзя решить без эффективного государства, являются внутренние вызовы. Дважды – в октябре 1999г. после расстрела политических лидеров в парламенте и после попытки радикальной оппозиции совершить "цветную революцию" в марте 2008г. – Армения оказывалась в крайне сложной обстановке. Не вызывает сомнений, что разрешение этих кризисов было бы невозможно без энергичных мер со стороны государственных структур.
Но задача укрепления армянской государственности актуальна не только в свете внешних и внутренних угроз. Сплочение Диаспоры в контексте национальных интересов, даже при том, что сетецентричная система организации в данном случае является оптимальной, также предполагает наличие идеологического центра, которым должно быть и может быть только сильное армянское государство.
Перечисленные факторы просто принуждают Армению иметь эффективное государство с предельно мобилизованными ресурсами и максимально высоким уровнем суверенитета. Такова предельно ясная логика нашей национальной безопасности.
Гагик ТЕР-АРУТЮНЯН, "Голос Армении"