Турецкие архивы были открыты только после удаления опасных для Анкары документов. Об этом на встрече с журналистами 13 сентября заявила тюрколог Ануш Ованнисян.
«В турецких архивах чистка проводилась и в 20-ые годы, и позже - в 90-ые. Архивы были открыты только после того, как там были оставлены лишь документы, казавшиеся наименее опасными. Однако при правильной интерпретации даже они становятся очередным свидетельством Геноцида армян», - отметила Ованнисян.
Так, в архиве присутствует упоминание о том, что закон о депортации был принят османским правительством лишь в мае 1915 года, тогда как началом армянских погромов и репрессий называют апрель. «На основании этого турецкие историки утверждают, что поскольку заявления о Геноциде начали распространяться еще до принятия закона о депортации, то их нужно считать пропагандой Антанты. Однако ни для кого не секрет, что закон этот был принят задним числом, спустя несколько месяцев после начала реальной депортации армян», - заметила специалист.
Еще одно преподносимое свидетельство - о том, что турки принимали армянских сирот в свои семьи, также становится предметом серьезного обсуждения, как только у исследователя возникает вопрос, откуда же появились эти сироты.По ее мнению, открытие и изучение турецких архивов остается последним аргументом Турции в процессе признания Геноцида. «Именно то обстоятельство, что не все архивы Османской империи еще изучены историками, и акцентировала Анкара, предлагая создать совместную историческую комиссию как условие нормализации отношений. В этом случае это изучение по возможности растягивалось бы», – считает Ованнисян.
По ее словам, на открытии архивов турецкая сторона попыталась сыграть и в другом аспекте – заявив о том, что Армения, в отличие от Турции, свои архивы так и не открыла. «Однако доступность армянского госархива с конца 80-ых – начала 90-ых гг. – общеизвестный факт. Закрытыми являются только находящиеся в США архивы АРФ Дашнакцутюн, не имеющие отношения к госфонду», – заключила Ованнисян.
Новости Армении - NEWS.am