Всевозможные нарекания по поводу убедительного социального и экономического развития Армении - не более как глубокая профанация, которой не видно конца. Армянское общество все еще не способно понять, что с ним происходит, как преодолеть то, что считается крайне негативным.
Было бы наивным пытаться объяснить факторы и причины национального кризиса одним или несколькими наукообразными формулами (как это присуще либеральным экономистам и социологам), тем более, что в Армении пока не наблюдается попыток проведения системной дискуссии на эту тему. Тем не менее, представляется, что армянский этнос обнаруживает и содержит немалый потенциал развития, позволяющий решить многие проблемы.
Совершенно понятно, что Армения и армянский этнос нуждаются в универсальных решениях, что, к сожалению, стало невозможным без сотрудничества государства и сетевых структур, которые носят как локальный, так и более масштабный характер. То есть, мы находимся на такой стадии социально-демографической ситуации, что спонтанные процессы, которые вовсе не исключаются, не способны привести к желаемым результатам.
Одним и, может быть, главным, системообразующим началом в этом процессе должна стать политика огосударствления (этатизации) духовного существования армянского этноса. В настоящее время в сфере духовного возрождения общества в различных странах наблюдается некая «консервативная революция», что в конкретном применении означает интеграцию государства и религии. Пришло время скорректировать принципы Великой Французской Революции, по многим параметрам, но, прежде всего, в сфере возвращения религии в общество.
Тезис «либо религия, либо наркотики» стал все более теплиться в умах людей Западного мира и не только. Это очень болезненный и, возможно, даже опасный процесс, чреватый сильным давлением извне, но почему наша нация должна отказываться от этого шанса, тем более, что армяне обладают величайшей ценностью – национальной церковью.
Не нужно обманывать себя и игнорировать тот непреложный факт, что Соединенные Штаты Америки - достаточно теократическое государство, основанное на протестантской морали и этике. При этом, США вовсе не озабочены конкретизацией культов, главное, что в душах людей есть Господь Бог. Этот конфессиональный статус американского общества вовсе не ограничивает, а, напротив, способствует развитию гражданского общества, сосуществованию различных религий и идей.
Мне пришлось очень немного наблюдать отдельные стороны того явления, которое в США называется «христианским фундаментализмом», который является важным фактором американской внешней и внутренней политики. Это явление далеко и от пуританства и от тоталитаризма, в сущности, его можно назвать «мягким фундаментализмом». Это очень привлекательная модель для Армении, тем более, что православие весьма легко и органически вписывается в протестантизм.
Поведение людей, брак, образование, воспитание, военная подготовка могут быть регламентированы в законодательном порядке. Глупая нация приведет эту идею к абсурду, умная нация применит данную модель для достижения успеха. Главное, чтобы эта идея не стала чем-то вездесущим и тотальным. Нужно понимать, что, например, рождаемость производная не от социально-экономического положения страны, а от общественного уклада.
Сутью «христианского фундаментализма» является социальное конструирование уклада общественной жизни. Армянская Апостольская Церковь прошла период осмысления и решения своих материальных проблем, создано много новых храмов, новая инфраструктура (как принято говорить, новые кадры одухотворенных, действительно верующих молодых священнослужителей). Самое время решать государственные и общественные вопросы.
Эта идея, несомненно, имеет внешнеполитическое значение и решает важную задачу в сфере национальной безопасности. Во-первых, исламские государства, где в основе политики, в большой мере, имеет место шариат, гораздо более доверительно относятся к религиозному обществу, чем секулярному, чему пример - отношения между Саудовской Аравией и США, когда саудовцы склоны рассматривать США как государство, построенное на протестантизме. С другой стороны, если бы, например, армянские организации в США были более креативны, то мы бы ощутили поддержку организаций, относящихся к «христианскому фундаментализму». Не каждая социальная модель адекватна и применима в любом случае, поэтому Армении нужна свою модель, но нужна как способ решения проблем.
Игорь Мурадян, http://www.lragir.am