Состоявшийся 23-24 сентября съезд партии "Единая Россия" стал преддверием крупных перемен не только в России, но и в сопредельных регионах и даже в мировой политике. Сделанное президентом РФ Дмитрием Медведевым предложение Владимиру Путину баллотироваться в 2012 году на пост президента России, кажется, положило конец всем конспирологическим и спекулятивным теориям на тему о личности следующего лидера российской государственности.
ВОПРОС, КОТОРЫЙ АКТУАЛИЗИРОВАЛСЯ ПОСЛЕ СЪЕЗДА ПАРТИИ "ЕДИНАЯ РОССИЯ", касается личности самого Путина: каким он вернется на пост президента России? Какой будет его новая команда? От этих вопросов зависит будущее не только России и всего постсоветского пространства, но и мировой политики. Согласно наблюдениям российских экспертов и политологов, Путин всегда был противником долгосрочных политических стратегий, предпочитая реактивный стиль работы – если где-нибудь что-то упадет, то он поймает. Большинство российских аналитиков было уверено, что возвращение Путина в Кремль ничего не изменит во внешней политике России, они больше ожидали активных действий новой администрации в области экономики и социального развития. Однако премьер-министр России поспешил опровергнуть данные предположения местных аналитиков и прессы и в написанной им для газеты "Известия" обширной статье рассказал о новых внешнеполитических проектах своей команды. Идея Путина о создании Евразийского союза стала предметом широких обсуждений. Нашлись как апологеты, так и скептики идеи. Но в данном случае важно не это. Главное, что у Путина есть новый план, и этот план нацелен на переделку постсоветского пространства.
Примечательно, что новость о возвращении Путина на пост президента России вызвала особый интерес в Армении. Но, вопреки всем ожиданиям, политические круги нашей страны заинтересовались не возможными изменениями во внешней политики России, а сугубо внутриполитическим вопросом – попытается ли экс-президент Роберт Кочарян пойти по следам Путина и выставить свою кандидатуру на следующих президентских выборах в Армении? Обсуждения накалились до той степени, что Кочаряну пришлось прокомментировать ситуацию. "С изумлением воспринимаю развернувшееся обсуждение моего возможного возвращения в прямой увязке с политическими процессами в России. И это происходит сразу после пышного празднования 20-летия независимости Армении? Уверен, что политические процессы должны вызревать здесь, в Армении, а не проецироваться линейно извне", - заявил Роберт Кочарян в интервью агентству Mediamax.
НА САМОМ ДЕЛЕ РОКИРОВКА МЕДВЕДЕВ – ПУТИН МОЖЕТ ИМЕТЬ ДЛЯ АРМЕНИИ гораздо большее значение, чем возможность возвращения Роберта Кочаряна в большую политику. В период своего президентства Дмитрий Медведев организовал между главами Армении и Азербайджана 9 встреч. В ноябре 2008 года на одной из таких встреч Серж Саргсян и Ильхам Алиев впервые за долгие годы подписали совместную декларацию. С тех пор от каждой новой встречи президентов Армении и Азербайджана ожидали прорыва в деле мирного разрешения азербайджано-карабахского конфликта. Однако этого так и не произошло.
Путин никогда не воспринимал урегулирование карабахского конфликта как личную миссию. Отвечая на вопрос корреспондента "Тренд" об отношении России к азербайджано-карабахскому конфликту, Владимир Путин, будучи еще президентом РФ, посоветовал Армении и Азербайджану самостоятельно налаживать отношения. В частности, Путин заявил, что Азербайджан и Арцах могли бы, например, совместно производить портвейн "Агдам", популярный во времена СССР...
Нет никаких оснований утверждать, что позиция Путина по этому вопросу изменилась. Более того, согласно распространенной в некоторых российских СМИ информации, официальная Москва не намеревается продолжать активную миротворческую деятельность, предпочитая передать эстафету Франции. Для этого России нужна лишь уверенность в том, что война между Азербайджаном и Арцахом не возобновится. В настоящее время такая уверенность у Москвы, кажется, есть. А это значит, что нынешние и будущие власти России могут спокойно заняться другими важными внешнеполитическими проблемами, например, Украиной или Афганистаном поствоенного периода (как известно, американцы намереваются вывести свои войска из Афганистана в 2014 году).
Конечно, такая ситуация устраивает армянскую сторону, так как предполагает, что в дальнейшем Россия не будет оказывать давления на стороны арцахского конфликта с целью любым способом решить вопрос. Нынешний статус-кво должен полностью устраивать также российскую сторону, которой для реализации идеи Евразийского союза необходима стабильность на постсоветском пространстве. Что касается Франции и всего западного сообщества, то и здесь Армения выступает с выгодных для себя позиций. Сбалансированная внешняя политика Сержа Саргсяна постепенно превращает нашу страну в надежного партнера Запада в Южно-Кавказском регионе. В последние два года Армения только и слышит комплименты со стороны международных организаций и лидеров западных держав. А недавний визит президента Франции Николя Саркози в Армению и Азербайджан ясно показал, что официальный Париж готов на более тесное сотрудничество с нашей страной практически в любых сферах, в том числе и обеспечения региональной безопасности.
В сложившейся ситуации Армении и Арцаху остается лишь одно – постепенно закреплять наши достижения началом процесса международного признания независимости НКР и заселением реинтегрированных территорий Арцаха. Скорее всего, для этого у нас будет достаточно времени.
Грант МЕЛИК-ШАХНАЗАРЯН, "Голос Армении"