Прошел почти век, но Турецкая Республика продолжает дискредитировать себя за упорное отрицание Геноцида армян.
В начале октября, в ходе визита в Армению президент Франции Николя Саркози осудил Турцию, заявив, что 96 лет – довольно большой срок для того, чтобы Анкара стала считаться с совершенным ею геноцидом. Он также пригрозил принять закон об уголовном наказании за отрицание Геноцида армян, если Турция в ближайшем будущем не признает Геноцид.
Вместо того чтобы последовать разумному совету президента Франции, руководители Турции стали возражать, напав на него и отчитывая его страну.
Вот некоторые заявления турецких отрицателей:
- Премьер-министр Эрдоган: «Саркози поступит правильно, если сам последует своему совету. Во Франции он один, в Армении – другой, а в Турции – третий. Политический лидер не должен быть двуличным. Политика требует честности. Вы должны знать, что Турция – это не маленький кусочек, который можно легко проглотить».
- Министр иностранных дел Давутоглу: «Франция должна посмотреть в глаза собственной истории. Подобные намеки я считаю политическим оппортунизмом».
- Министр по делам Европейского Союза Турции Эгемен Багыш: «Если бы Саркози вместо того, чтобы играть роль историка, вывел свою страну из экономического кризиса, он принес бы больше пользы как Франции, так и Европе в целом».
- Руководитель оппозиционной партии «Националистическое движение» Девлет Бахчели: «Президент Франции - грубый и плохо воспитанный человек. Наш совет Саркози: если он хочет увидеть пример геноцида, то пусть оглянется назад на свою историю. Он ясно увидит варварства, совершенные в Алжире, и заметит явные и тайные погромы в Северной Африке».
Нападки Турции продолжились на прошлой неделе в виде демонстраций перед консульством Франции в Стамбуле, в ходе которых демонстранты держали в руках фотографию Саркози с пририсованными усиками Адольфа Гитлера и лозунги с обвинениями по поводу предполагаемых преступлений, совершенных Францией в ходе войны в Алжире.
Удивительно, что должностные лица Турции ограничились лишь обвинительными речами по поводу заявлений Саркози. Отсутствовали уже ставшие традиционными угрозы отозвать посла Турции и бойкотировать французские товары. Лающая собака не кусается.
Президент Франции воспринял турецкие вспышки спокойно. По возвращении в Париж он направил письмо президенту Сержу Саргсяну, вновь подтвердив сделанные им заявления: «Будьте уверены, Франция не отступится от своего обязательства до тех пор, пока эти погромы не будут должным образом признаны наследниками тех, кто их осуществил». Саркози продолжил свою речь, сказав: «После моего государственного визита осталось, прежде всего, чувство глубокого волнения, которое я испытал в мемориальном комплексе Геноцида, воздавая дань уважения памяти жертв смертного приговора, который был приведен в действие против Вашего народа 24 апреля 1915г.».
Когда президент Франции услышал яростную реакцию Турции по поводу его заявлений, он сказал своим помощникам, что не жалеет о сказанном: «Турки всегда меня ненавидели, это – не проблема».
Тем не менее, некоторые французские парламентарии возмутились, услышав, что премьер-министр Эрдоган обвинил президента Саркози в двуличии. Они ответили на оскорбительные слова турецкого руководителя насмешливыми восклицаниями в парламенте Франции.
Экс-посол Омер Энгин Лутем выразил опасение, что если Франция запретит отрицание Геноцида армян, другие европейские страны последуют ее примеру. Он предупредил общественность Турции о том, что подобное развитие событий станет большой победой армян к 100-летию Геноцида армян.
Турецкий активист в сфере прав человека Мурад Бельге негативно воспринял реакцию руководителей своей страны. Он смело обвинил всех, кто заявлял, что «мы турки – хорошие люди, мы не убиваем и не совершаем геноцида». Как отметил Бельге, подобные заявления – «клевета».
Другой видный представитель турецкой интеллигенции и комментатор Ахмед Инсел осудил премьер-министра Эрдогана за его слова о том, что президент Саркози должен посмотреть на колониальное прошлое Франции. Инсел поинтересовался, признал бы Эрдоган факт Геноцида армян, если бы Франция признала свою историю, и как бы поступила Турция, если бы такие же предложения поступили от страны, у которой нет темных страниц истории. Инсел заметил, что это тот самый премьер, который заявлял, что все османские архивы открыты, между тем, его правительство запрещает помещать эти документы на интернет-сайтах.
Как недавно отметил один иранский дипломат, «Геноцид армян – дамоклов меч, который занесен над головой Турции». Рано или поздно, какой-нибудь мудрый руководитель Турции, наконец, поймет, что Турции выгоднее признать Геноцид армян, нежели постоянно его отрицать.
Арут Сасунян,
редактор газеты «Калифорнийский курьер»
ARMENIA Today